Официально дорога должна быть открыта 1 января 2017 года, но сейчас сроки, возможно, скорректируют. Причина не опережение графика, а переизбыток белорусского цемента. После модернизации заводы выпускают бетона с лихвой. И теперь строить можно не только скоростные магистрали, но и просёлочные дороги.
Когда пять лет назад стране не хватало собственного цемента, заводы в Кричеве, Красносельске и Костюковичах могли предложить только 4,5 миллиона тонн. После модернизации объёмы выросли в два раза. Теперь «бери – не хочу», а вот спрос на внутреннем и внешнем рынках не так стабилен. Ответ на вопрос «для чего столько цемента?» пришёл из прошлого – для строительства бетонных дорог.
Второе автомобильное кольцо вокруг столицы (его замкнут в этом году) возводят именно из бетона. Некоторые участки уже открыты, покрытие нагрузку держит. Дорожники предложили: если цемента в стране хватает, давайте и другие дороги строить из бетона. Пилотный проект сегодня завершают в районе Слуцкого шоссе.
Виктор Шумчик, директор Белорусского дорожного научно-исследовательского института: «То, что здесь делается, может делаться в любом месте. Вообще, цемент может использоваться для разных технологий. Это стабилизация плохих переувлажняемых грунтов. Это укрепление грунтов. И вот – бетон».
Учёные предлагают две технологии. Первая похожа на ту, которую использовали на второй кольцевой. Там работал мощный комплекс по укладке бетона. Здесь, на местной дороге, используют более дешёвую технику. Принцип тот же, но экономнее. Вторая технология сродни революционной. Ухабистые просёлочные дороги можно сделать ровными.
Технология восстановления грунтовых дорог позволяет делать подушку толщиной в 20 сантиметров. Здесь – 15, но для такого типа полотна, уверяют специалисты, вполне хватит. Когда идёшь по этой дороге, такое ощущение, что идёшь по «бетонке». Хотя на самом деле цемента здесь всего от 4% до 7%, остальное – грунт. И технология очень проста. Машина снимает существующий грунт, перемешивает с цементом и снова укладывает.
Для этого нужны только цемент, вода и добавки для прочности. Разработчики обещают, что такое покрытие выдержит нагрузку и многотонных грузовиков, и сельхозтехники.
Виктор Шумчик, директор Белорусского дорожного научно-исследовательского института: «Потребитель получает надёжную прочную дорогу, на которой не будет рытвин и ям. Это позволит повысить безопасность. Уменьшить потери при перевозке грузов. Лето можно ехать и по грунтовым дорогам. А осенью, когда дождь, позволяет эту задачу решить».
Дорожники уточняют – главное, не построить бетонные дороги, а качественно их обслуживать. В Министерстве транспорта и коммуникаций готовы. В прошлом году ведомство построило даже больше километров, чем заказывали.
Николай Маханьков, заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций: «Использование цемента зарекомендовало себя положительно, нареканий нет. Мы имеем две положительные стороны. Это улучшение качества дорожных покрытий и загрузку цементной отрасли».
Сейчас в Беларуси производят столько цемента, что, по подсчётам, на каждого из жителей в среднем приходится почти полтонны. Страны СНГ по этому показателю серьёзно отстали, а вот Европа – впереди. Догнать можно. И именно по цементным дорогам. Эксперты уверены, при нынешних возможностях производства аксиома «спрос рождает предложение» должна быть железобетонной.
Подписывайтесь на нас в Telegram