Всё дело – в молоке

936

Пожалуй, эпидемия – это один из немногих примеров, когда интеграция идёт не на пользу. Тут уж лучше бы карантин. Но если вести речь не о людских воздушно-капельных контактах, а о бизнесе, то для экспортно-ориентированной экономики без тесного общения не обойтись.

Корреспондент Игорь Тур готов рассказать нам историю предприятия, к продукции которого привыкла уже не только вся Беларусь, но также ближнее и дальнее зарубежье.

1700 тонн молока в сутки – доставка, переработка, упаковка и отгрузка в магазины по всей стране и за рубеж. Молоко, кефир, сметана, творог, йогурты и сыр – всего в портфеле более 300 наименований. Четвёртый год «Бабушкина крынка» – это холдинг с головным офисом в Могилёве, семью заводами по всей области и сельхозпредприятием в Хотимске. К такому размаху шли много лет.

Игорь Конончук, директор предприятия «Бабушкина крынка»: «Удалось объединить все предприятия в основном нашей Могилёвской области. У нас 21 район в области, так вот 19 – это стопроцентно наши сырьевые зоны. С крупными компаниями – это мировой опыт – с ними считаются. Сегодня можно более выгодно продать продукцию, закупить составляющие компоненты».

Экскурсия по могилёвскому заводу поражает практически стерильной чистотой на производстве. В остальном на «Бабушкина крынке» всё привычно: молоко доставляют, проверяют качество, обрабатывают и поднимают в аппаратный цех. Это сердце любого молочного завода.

Основной производственный цех – это то место, где практически ничего не слышно, да и молоком здесь, откровенно говоря, разве что пахнет. Линия – закрытого типа. Но внешнее спокойствие и отсутствие большого количества рабочей силы очень обманчивы. Здесь в эти минуты тонны молока перерабатываются и распределяются по фракциям (см. видео – прим. ред.).

К элитарности стремятся во всём: сырьё – только экстра, технологии – только самые передовые, персонал – самый квалифицированный, а конечный продукт – только натуральный и в современной упаковке.

Толчок в развитии «Крынка» получила именно после преобразований: сперва – в акционерное общество, затем – в холдинг. Потенциал этой формы правления для непосвящённых непонятен. Всё же многие думают так: когда к успешному предприятию присоединяют убыточный завод, то головной офис поделится технологиями, поддержит финансово, а затем продаст больше продукции под известным брендом «Бабушкина крынка». Всё это так, но суть успешной работы холдинга совершенно в другом.

Холдинг – это возможность создавать отдельные специализированные производства. Головное предприятие с наибольшими мощностями может сосредоточиться на выпуске основных наименований. Само собой, объём вырастет ещё больше. А на заводе-сателлите в это время организуется узкопрофильное производство, к примеру, в Бобруйске – это творог, в Осиповичах – сыр и так далее.

Светлана Рыбакова, заместитель директора по производству предприятия «Бабушкина крынка»: «Естественно, мы работаем на спрос покупателя. Основа – выпустить тот продукт, который не будет стоять на прилавке, а будет продаваться и приносить прибыль предприятию».

В холдинге проще работать с сырьём: молоко – это ведь не металл, закупить его впрок нельзя – испортится. Каждая капля должна тут же отправляться на линию, а «Бабушкина крынка» перерабатывает 85% всего молока, произведённого в Могилёвской области. К тому же, нужно реагировать на запросы рынка: зачем производить лишнюю тонну сметаны, если потребитель хочет сыра? Холдинг эту задачу решает легко – нагружают те профильные производства, которые удовлетворят требования торговых сетей.

Ещё одно преимущество – гибкость кадровой политики. Если будет «быстрый» контракт на поставку цельного молока, то людей с творожного производства переведут именно на эту линию. Затем специалистами усилят производство сыра, после, если возникнет необходимость, увеличат производство йогуртов и так далее. Есть выгода и для персонала – это дополнительное обучение на практике, исключение возможности простоев и бонус к зарплате.

Татьяна Корнилова, директор Бобруйского филиала предприятия «Бабушкина крынка»: «Во время проведения реконструкции нам удалось сохранить коллектив, люди наши работали на других филиалах. При запуске производства наш коллектив увеличился в два раза, люди прошли обучение, работают сейчас и зарплату, конечно, получают достойную».

И ещё одно несомненное преимущество холдинга – общая политика в сфере качества продукции. У «Бабушкиной крынки» огромное количество дипломов международных конкурсов и сертификатов соответствия. Вне зависимости от того, о каком заводе идёт речь – в Могилёве, Осиповичах или Бобруйске, требования к безопасности продукции равные и самые высокие. Кстати, сам термин «безопасность продукта» – это не только исключение вероятности отравления после употребления, например, молока.

Дмитрий Фирсов, главный инженер предприятия «Бабушкина крынка»: «Безопасность включает в себя не просто ГОСТовское содержание биохимических или биофизических компонентов продукции, но и наличие положительного фактора воздействия, обогащение бифидобактериями и так далее».

Но ни один сертификат качества не учитывает ценовой фактор. Ведь можно произвести, например, сметану, которая будет гораздо вкуснее и полезнее продукции конкурентов, но её стоимость будет в 2-3 раза раз больше. Какой тогда смысл в победах на международных конкурсах, если товар никто не купит? В этом и есть ещё один бонус работы холдинга – возможность исключить из себестоимости излишние расходы.

В структуре «Бабушкиной крынки» – несколько непрофильных активов, таких как изготовление поддонов или собственный пошив спецодежды. Вроде бы мелочь, но в итоге это экономия для кошелька потребителя и преимущество в борьбе за рынок.

Все эти структурные преобразования так или иначе связаны с директором. Именно Игорь Конончук 12 лет назад, возглавив тогда ещё Могилёвский молочный комбинат, начал менять подходы к производству и реализации продукции.

Руководитель констатирует: приходилось принимать непопулярные решения, но в итоге курс на создание холдинга оказался верным. «Бабушкина крынка» – одна из самых успешных компаний страны с выходом на все страны СНГ, а недавно начала поставлять белорусскую «молочку» и на огромный рынок Китая.

Сейчас в жизни холдинга ещё один важный этап. Игорь Конончук, став депутатом Палаты Представителей, покинет свой пост. От преемника зависит многое – это должен быть тот, кто продолжит политику расширения компании.

Игорь Конончук, директор предприятия «Бабушкина крынка»: «Мое видение, что преемником должен стать один из заместителей, которых в нашей компании восемь. Новому человеку, даже трижды хорошему и золотому, нужно влиться в работу. А тот, кто работает в этой компанию, знает специфику производства, он знает людей».

И обязательно, говорит директор, должны сохраниться три составляющие стратегии холдинга «Бабушкина крынка»: только натуральное сырьё, непрерывная модернизация и внедрение международных стандартов качества. Разумеется, есть и четвёртая обязательная составляющая – маркировка «Сделано в Беларуси». Это то, что любят во всём мире и чем гордятся в Могилёве.