Минск стал третьей площадкой для переговоров в «нормандском формате». До этого главы четырёх стран – Германии, России, Украины и Франции – встречались дважды. Собственно, в самой Нормандии 6 июня и 17 октября в Милане. Но ни одни из этих переговоров не принесли мир на Донбасс, скорее, напротив, бои стали ещё ожесточённее. Минск, по мнению многих, может стать тем местом, где будет принято важнейшее решение о мире.
Приезд в Минск глав ключевых стран Евросоюза уже назвали победой белорусской дипломатии. Встреча во Дворце Независимости расставила страны по ключевым позициям в кризисе, и Беларусь отныне воспринимается как весомый участник по Украине.
Денис Кирюхин, эксперт Киевского центра политических исследований: «По масштабности последствий это, пожалуй, самый острый конфликт с 1945-го года. Кроме того, та политика, которою проводит Лукашенко на международной арене, она в последние годы вызывает доверие, о чём свидетельствует готовность европейских стран приехать в Беларусь. Позиция лидера Беларуси была удовлетворительна для всех сторон, он всегда выступал за мирный путь, не выступал открыто в поддержку ни одной из конфликтующих сторон, что позволило ему заручиться доверием всех участников конфликта».
Сергей Марков, директор Института политических исследований: «То, что Саммит проходит в Минске – это большая дипломатическая победа Беларуси и лично Александра Григорьевича Лукашенко, которая позволит ему в дальнейшем усиливать свои позиции, в том числе потихоньку разбивать блокаду в отношении Беларуси, которую строят западные страны».
Пожалуй, весь мир сейчас в ожидании первых новостей из столицы Беларуси. И какими они будут – узнаем уже скоро.
Договариваться есть о чём. Ангела Меркель и Франсуа Олланд приехали в Минск с неким мирным планом. Эксперты предполагают, что под ним скрывается «дорожная карта», в которой детально расписаны условия для мира на Донбассе. В первую очередь, это немедленное прекращение огня. Причём без всяких условий. Для этого предлагается создать на линии фронта демилитаризированную зону глубиной в 50-
Максим Шевченко, журналист, член комиссии по междунациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты России: «Западные лидеры обеспокоены перспективой хаотизации гражданской войны. Это приведёт к вовлечению в эту войну Польши. Неизбежно, совершенно. Других приграничных с Украиной государств. Беларуси, в частности. Европейский союз испытает огромные нагрузки. Миллионы людей побегут, если начнётся гражданская война на всей территории Украины. Поэтому они пытаются сейчас “законсервировать” ситуацию. И президент Порошенко в данном случае является единственной возможной фигурой, которая может быть приемлемой для всех сторон, в том или ином смысле».
Ещё один пункт в «дорожной карте» к миру – и о нём 7 февраля рассказал Франсуа Олланд – это предоставление Донецкой и Луганской народным республикам более широкого автономного статуса. Что касается автономий, то Пётр Порошенко готов вынести вопрос о самоопределении Донбасса на всеукраинский референдум. Правда, для этого нужно изменить Конституцию. Российская сторона со ссылкой на министра иностранных дел Сергея Лаврова высказалась, что не против реформы и федерализации Украины, на юге-востоке которой бои в последнее время не утихают.
Ещё одна возможная тема для переговоров – Дебальцевский котёл и попавшие в него несколько тысяч украинских военных. Их судьба тоже может стать предметом политического торга. Но самым непредсказуемым вариантом развития сегодняшних событий может стать то, что главы ДНР и ЛНР откажутся исполнять принятые решения сегодня в Минске, ведь Саммит в «нормандском формате» традиционно проходит без их участия. И такие опасения есть.
Впрочем, эту минскую встречу уже окрестили «последней надеждой на мир».
Подписывайтесь на нас в Telegram