«Встреча двух Владимиров»: стал ли мир на Донбассе ближе после переговоров «нормандской четвёрки» в Париже?

В мировых СМИ неделя началась с новостей из Парижа. Встреча, которую ждали несколько лет. Во-первых, «нормандская четвёрка» смогла-таки собраться в одно время и в одном месте. Во-вторых, состоялась первая встреча президентов России и Украины.  Да, были разговоры по телефону Путина и Зеленского. Но встреча вживую – обмен взглядами, рукопожатиями, переговоры. Уже только это добавляет содержательности парижскому саммиту.  К слову, американская пресса, к примеру New York Times, Washington Post, судя по всему, обратила внимание только на это. Так и писали: ключевые участники – Москва и Киев, Париж и Берлин – наблюдатели. Даже европейцы хоть и готовы поспорить за значимость своих лидеров, но тоже пишут о «встрече двух Владимиров» . На итоговой пресс-конференции в Париже звучит «обмен пленными всех на всех» – это уже добрый знак.  Но можно еще больше. Что именно из того, о чём договорились в Париже, может приблизить Донбасс, Украину, весь наш регион к миру? 

Если отталкиваться от результатов саммита ЕС и того факта, что Евросоюз продлил действие экономических санкций в отношении России, связанных с ее банковским, финансовым и энергетическими секторами еще на полгода, то вывод лежит на поверхности. Вот так и оценивают! Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, конечно, рассказали коллегам о том, как прошло их общение с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским в Париже. Очевидно, что это был не рядовой отчет, а рассказ в деталях и ощущениях.

Накануне саммита Евросоюза многие эксперты всерьез рассчитывали, что санкции могут или приостановить, или вовсе отменить. Сам факт встречи и факт общения лидеров Украины и России у многих вызвал положительную реакцию, в том числе и у некоторых лидеров ЕС, но санкции продлены. Почему?

Новый глава Европейского совета бельгиец Шарль Мишель, который сменил на этом посту Дональда Туска, заявил, что связано это с выполнением Минских соглашений. Европа не видит альтернативы Минским соглашениям, в невыполнении их винит именно Россию и вновь применяет санкционное давление. 

Если внимательно послушать, о чем на итоговой пресс-конференции в Париже говорили Владимир Путин и Владимир Зеленский, то получается, что как раз президент России призывает к буквальному выполнению всего, что прописано в минских документах, а президент Украины настаивает на изменении некоторых положений. 

Когда участники нормандского формата уже появились перед фото- и видеокамерами для первых протокольных кадров, у ворот Елисейского дворца все еще толпились журналисты, которые пытаясь попасть внутрь. Пробки, перебои общественного транспорта из-за забастовок профсоюзов, сбои в системе аккредитаций вызвали раздраженные такой, мягко говоря, неважной организацией столь важного события. 

Дмитрий Гордон, журналист: «Организация просто, на мой взгляд, отвратительная. Я присутствовал на встрече в Минске, когда встречались Порошенко, Путин, Олланд и Меркель, а  принимал президент Беларуси Александр Лукашенко в своем потрясающем дворце, – вот это была организация, вот это была красота, уважение к членам делегаций».

Дмитрий Гордон, известный украинский журналист, вспоминает историческую встречу 2015 года, когда именно Беларуси удалось создать условия для прямых переговоров президентов России и Украины. 

Дмитрий Гордон, журналист: «Зная об уровне Александра Лукашенко, я был бы не против привлечения к мирному диалогу России и Украины президента Беларуси, но у него своих трудностей сегодня хватает».

Говоря о трудностях, Дмитрий Гордон намекает на непростые переговоры России и Беларуси по ревизии положений Союзного государства. С Москвой трудно договариваться даже ближайшему союзнику, что уж говорить про диалог с Киевом. Хозяин нынешней встречи в нормандском формате Эммануэль Макрон приложил все силы, чтобы, во-первых, устроить эту первую встречу президентов Зеленского и Путина, во-вторых, улучшить окружающий ее информационный фон.

В Киеве вояж Зеленского в Париж и встречу с Путиным оппоненты заранее называли предательством и даже разбили палаточный лагерь у президентского офиса. Ветераны военных действий, которые появились рядом с Елисейским дворцом, демонстративно разорвали флаги России и непризнанных республик – даже прорвавшиеся к дворцу активистки движения Femen и душой и телом выражали протест происходящему за закрытыми дверями. 

Самая большая интрига саммита вертелась вокруг первой встречи Путина и Зеленского. Будет или нет? Она состоялась, длилась больше часа в присутствии еще семи участников с каждой стороны. В остальном – никаких сенсаций. Появившиеся перед прессой за после десяти часов переговоров участники «клуба четырех» сообщат, что в целом встречей довольны.

Эммануэль Макрон, президент Франции: «Тот факт, что мы сегодня находимся бок о бок в Париже, сам по себе является важным результатом во многих отношениях, особенно учитывая отсутствие конкретного прогресса в течение нескольких лет. 13000 погибших за время конфликта. Я думаю, что этот саммит, часы дискуссий, которые мы только что провели, – это достижение».

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Я не буду скрывать, у нас еще много работы, но мое ощущение от этой сегодняшней встречи заключается в том, что есть добрая воля для решения сложных вопросов. Она всегда нужна, если вы хотите решить политические проблемы. И в этом смысле я могу сказать, что действительно очень довольна встречей». 

После общих слов появится конкретика: договорились об обмене удерживаемыми по формуле «всех на всех», в зоне конфликта появится три дополнительные точки разведения военных сил, особый статус Донбасса продлён еще на год, Он является временным и должен вступить в силу на постоянной основе после проведения в самопровозглашённых республиках местных выборов. Но вопрос, когда эти выборы могут пройти, ответа так и не прозвучало. И за этой тишиной самый сложный вопрос переговоров – Киев настаивает на том, что сначала власти Украины должны восстановить контроль над участком границы с Россией, а Москва напоминает, что в Минских соглашениях всё наоборот.

Несмотря на принципиальные разногласия по вопросу границы и выборов, прогресс в диалоге Украины и России на лицо. Стороны даже успели обсудить проблему поставок и транзита российского газа по украинской трубе. Если министры и главы корпораций смогут договориться и обнулить взаимные многомиллиардные претензии прошлых лет, газ, по словам президента России, может подешеветь для Украины на 25%. Еще недавно это звучало бы как фантастика.

Пожали друг другу руки, посмотрели в глаза, высказали позиции – сейчас период осмысления и выполнения хотя бы тех договорённостей, которых достигли. Для движения навстречу после почти трехлетней паузы – это не самый плохой результат. В следующий раз «нормандская четверка» должна собраться через четыре месяца в Берлине.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Франция