Александр Лукашенко и Владимир Путин провели переговоры в Москве: подробности встречи президентов

Обновлено

Достичь договорённостей по проблемным вопросам белорусско-российских отношений можно, заявили президенты.

Взаимоотношения Минска и Москвы обсуждали сегодня в Кремле. Президент Беларуси встретился со своим российским коллегой. На повестке – итоги этого года, перспективы на будущее и нерешённые вопросы в настоящем. Ключевой вопрос – условия поставок нефти и газа.

Александр Лукашенко отметил: ни у кого нет таких близких и тесных отношений, как у белорусов и россиян. И при такой интеграции без проблем обойтись сложно. Владимир Путин согласился – разногласия есть, в основном – в энергетике.

Не секрет, что президенты договаривались предметно обсудить так называемый налоговый манёвр России: из-за него Беларусь несёт большие финансовые потери, ещё больше они ожидаются в будущем.

Впрочем, главы государств сегодня были решительно настроены если и не расставить точки над «i», то, по крайней мере, вплотную приблизиться к компромиссу, чтобы оставить все проблемы в уходящем году.

Самолёт с надписью «Беларусь» долго маневрирует по взлётно-посадочной полосе, но в итоге выруливает в том же направлении, что и стоящий рядом борт с надписью «Россия». Поневоле возникают символичные параллели с глобальными отношениями двух государств. С тем лишь отличием, что в них маневрируют российские партнёры. Хотя ведь договаривались о равных условиях, и единый курс был выбран, но в итоге турбулентность в отношениях не даёт лететь крылом к крылу, заставляя командиров снова сесть за маршрутную карту.

То, что переговоры будут непростыми, прогнозировали и сами президенты, и длинный переговорный шлейф этого года, который после сочинской встречи в августе, казалось бы, должен был развязать узлы в отношениях, но концептуальные договорённости на уровне глав государств в итоге забуксовали в правительстве России. Ключевая проблема – налоговый манёвр, который повысит для белорусов стоимость российской нефти к 2025 году до уровня мировой и приведёт к потере почти 11 миллиардов долларов для нашей экономики. Есть ещё и цены на газ, которые для Беларуси вдвое выше, чем в соседних российских регионах, но как обозначил накануне наш Президент, здесь хотя бы есть ясность на следующий год. На саммите ЕАЭС, который прошёл в Санкт-Петербурге в начале декабря, Александр Лукашенко прямо заявил о болевых точках, которые главы государств решили обсудить отдельно.

Конечно, уровень экономических связей никто не умаляет. 32 миллиарда долларов товарооборота за прошлый год – внушительная цифра, но пять лет назад было почти 45 миллиардов. По мнению деловых кругов, именно неравные условия хозяйствования и искусственные препоны не позволяют достичь большего.

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Это и равные условия ведения бизнеса, это и вопросы, связанные с ограничениями, барьерами, которые иногда возникают и на региональном уровне. Это всё нужно обсуждать. Бизнес больше всего беспокоит вот это. Бизнес хочет работать в понятных, равных условиях. Также речь должна идти о наших больших совместных проектах в области машиностроения».

В кооперации с Беларусью участвуют миллионы россиян и сотни заводов, а значит, дорогие энергоносители для белорусской промышленности повышают цену наших совместных продуктов, и в России об этом знают. Уже с первых слов стало ясно, что президенты настроены оптимистично, невзирая на то, что фон к переговорам создался, прямо скажем, не лучший. Российские чиновники на уровне правительства забыли об обязательствах не ухудшать экономические условия Беларуси, зато вспомнили про глобальные цели интеграции конца прошлого века: единая валюта, таможня, суд и так далее. Хотя ещё две недели назад на встрече с российскими журналистами Александр Лукашенко напомнил: интеграция – это как раз инициатива Беларуси и от союза равных Минск никогда не отказывался, но торговать независимостью первый Президент не намерен. Да и России это не нужно, особенно учитывая международную обстановку.

Этим тезисам вторит и бизнес двух стран, ведь если партнёры будут конфликтовать на внутреннем рынке, то уже говорить о внешнем. А ведь именно для повышения конкурентоспособности на мировой площадке и объединяли экономики.

Александр Мошенский, сопредседатель Белорусско-российского делового совета: «Бизнес хочет совместно работать и осваивать рынки третьих стран. Недопонимания тормозят эту работу и наши предприятия теряют ниши, становятся аутсайдерами. Считаю, что настало время думать о совместных выходах в третьи страны, об экспорте в страны Азии, страны Африки ну, и, возможно, о других проектах, которые позволят вместе выходить на новые рынки сбыта с нашей продукцией».

И хотя правительства проработали несколько вариантов решения ключевых вопросов, окончательное слово за президентами – после обсуждения в широком кругу Александр Лукашенко и Владимир Путин направляются на предновогодний обед, и переговоры продолжаются уже в формате «один на один».

Разумеется, снять все спорные вопросы в одночасье нельзя, но главное, что Минск и Москва готовы договариваться. Красной нитью на переговорах проходила мысль: нужно решить проблемы не сиюминутно, а основательно, чтобы они не били по отношениям в будущем. Тогда простым белорусам и россиянам не придётся вникать в сложную терминологию (от налоговых манёвров до индикативных балансов).

Подписывайтесь на нас в Telegram