«Вселенную Язепа Дроздовича» открыли в Национальном художественном музее

«Вселенную Язепа Дроздовича» открыли в Национальном художественном музее

«Придёт время... Меня ещё поищут» – слова, как и мысли гения, имеют силу. «Вселенную Язепа Дроздовича» выявили сегодня в Национальном художественном музее. 

Проект «космического» масштаба (и это без шуток!) реализован на грант Президента. Цель – сделать наследие «белорусского да Винчи» понятным, близким и доступным потомкам. Публике представлены ранее неизвестные заметки классика о его «астральных путешествиях» 30-х годов XX века.

В центре новой именной «Вселенной» – «Пророк». Это не автопортрет, но он очень близок к образу автора. Душа Дроздовича отлетела в 1954-м. Только через 15 лет после его смерти земляне высадились на Луну. Сегодня открыто не одно «послание в будущее».     

Ольга Архипова, куратор проекта «Вселенная Язепа Дроздовича»: «Этот проект осуществлён благодаря гранту Президента. В Академии наук Литвы были обнаружены рукописи Язепа Дроздовича, которые остались ещё от Белорусского музея имени Ивана Луцкевича. Там более семи книг. Мы их расшифровали, перевели на русский и английский языки. Феноменальный пример того, как творческая личность систематизирует Вселенную».

Виртуальный архив-музей – это 144 слайда с текстами, иллюстрациями. Можно изучить на сайте Национального художественного и уже подготовленным бороздить просторы реальной «Вселенной». QR-коды - также инновационный инструмент познания.      

Первая работа поступила в музей в 60-м году - «Над пропастью» из серии «Жизнь на Сатурне». Это любимая планета художника, который летал во снах. Впервые в экспозиции показали обороты картин. С авторскими комментариями. Живописные «фэнтези» Дроздовича сравнимы лишь с наследием его современников Рериха и Чюрлёниса.

«Космическая одиссея» уроженца Витебщины началась в 1930-м. Он пытался организовать выставку, посвящённую бытию вокруг Солнца. Тогда был ответ: «Мысль Ваша интересная, но ещё не пришло время». Сейчас усилили впечатления от красоты.         

Марина Трофимова, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Выполнены они из глины, и посетитель со слабым зрением или даже с полным его отсутствием, может очень легко прикоснуться к Космосу. Это часть большого проекта "Искусство на кончиках пальцев". Тестируем на определённых категориях людей, которые анализируют, слушают и говорят, что им было непонятно».

Одна из тактильных 3D-миниатюр на основе шедевра Дроздовича из собрания Национальной академии наук. В самом начале «Вселенной» – «Прошлое». Это название картины мира «белорусского да Винчи», обращённого в настоящее и будущее.     

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска