Когда преподаватель объясняет студенту значение финансовой системы для страны, то обычно сравнивает её с кровеносной системой человека. Как кровь должна без препятствий поступать к каждому участку нашего тела, ибо в противном случае неизбежна потеря чувствительности и атрофия, так и финансы должны быть доступны всюду, где в них есть потребность.

Когда преподаватель объясняет студенту значение финансовой системы для страны, то обычно сравнивает её с кровеносной системой человека. Как кровь должна без препятствий поступать к каждому участку нашего тела, ибо в противном случае неизбежна потеря чувствительности и атрофия, так и финансы должны быть доступны всюду, где в них есть потребность.

Иначе говоря, каждый гражданин, решивший подняться с дивана и организовать своё дело, должен иметь возможность подкрепить это своё решение деньгами. То есть у него должна быть возможность получить доступный кредит. Если такой возможности нет, то есть если кредит слишком дорог, то гражданин так и останется лежать на диване, а государство, вместо того, чтобы получить новые рабочие места и прибыль в виде налогов, будет фиксировать убытки, оплачивая иждивенцу социальный пакет. Вот, совсем упрощённо, что такое финансовая система и почему она так важна.

Что такое ставка рефинансирования? Это процент, под который все прочие банки берут деньги у самого главного банка. Поэтому стоимость кредита для конечного потребителя, то есть для того человека, который решил, наконец, встать с дивана и что-то сделать, будет отсчитываться именно от ставки рефинансирования.

Уже месяц жители Беларуси пристально наблюдают за курсом доллара. С 1 июня стал применяться новый механизм торгов на белорусской валютно-фондовой бирже – непрерывной двойной аукцион. А он предполагает ещё более резкие перепады валютных курсов.

Вадим Иосуб, старший аналитик компании «Альпари»: «Это наиболее рыночный курс биржевой торговли. Он является стандартным для крупнейших валютных и фондовых бирж. Означает абсолютно рыночное курсообразование. Практически полностью исключает административное директивное вмешательство в процесс курсообразования».

Ситуация стабилизируется. Уже несколько месяцев население является чистым продавцом валюты. В апреле очень неплохо прирастали рублёвые депозиты, правда, майскими результатами уже не похвастаешься. Белорусские банки снизили ставки до 27-30% годовых. А для белорусов это некая психологическая граница. На этом уровне вкладчики начинают переводить рублёвые вклады в валютные. Особенно на фоне роста курса доллара. Такие вот издержки дедолларизации. По большому счёту, наши вкладчики ведут себя как валютные спекулянты. Рубли предпочитают хранить на коротких вкладах. Основная часть депозитов – до трёх месяцев. А с таким спекулятивным капиталом крепкой экономики не построишь. Нужны «длинные» деньги.

Вадим Иосуб, старший аналитик компании «Альпари»: «Для экономики, если удастся, это будет очень выгодно, долгосрочные вклады населения для банков – это длинные долгосрочные пассивы, которые можно вкладывать в какие-то долгосрочные инвестиционные проекты, давать в виде долгосрочных кредитов, но чтобы это получилось, население должно быть мотивировано».

Так что, скорее всего, ставки по краткосрочным вкладам снизятся, а условия по досрочному расторжению станут более жёсткими. Поверят ли белорусы в долгосрочные депозиты? Эксперты говорят, что время лечит. В данном контексте – память вкладчиков от предыдущих кризисов. Но при соблюдении двух условий. Во-первых, надо держать инфляцию на низком уровне. Во-вторых, отучить население «сверять часы» по курсу доллара. Задачи очень непростые. На их решение может уйти несколько лет. Пока Нацбанк выиграл несколько важных сражений, но до окончательной победы на финансовом фронте ещё далеко.


В студии «Контуров» – первый заместитель председателя правления Национального банка Тарас Надольный.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Надежда Цвирко