​Чуть больше года назад, в День Святой Троицы, когда в церквях и храмах молятся об упокоении душ усопших, в Малом Тростенце состоялась церемония заложения памятной капсулы. Было решено, что год спустя, в день начала войны – 22 июня – здесь откроется мемориальный комплекс, в создании которого, кроме Беларуси, примут участие ещё 10 стран.

Чуть больше года назад, в День Святой Троицы, когда в церквях и храмах молятся об упокоении душ усопших, в Малом Тростенце состоялась церемония заложения памятной капсулы. Было решено, что год спустя, в день начала войны – 22 июня – здесь откроется мемориальный комплекс, в создании которого, кроме Беларуси, примут участие ещё 10 стран.

И вот 22 июня 2015 года тысячи людей собрались возле центрального сооружения мемориала – монумента «Врата памяти».

У композиции нет возвышенностей и ступеней. От этих элементов авторы отказались сознательно. Чтобы зрители могли пройти через ворота и в буквальном смысле ощутить безысходность, которая была здесь в годы войны.

У автора монумента путь от идеи до воплощения занял семь лет. Скульптору Константину Костюченко лишь 35 лет. О нём говорят: концептуалист и представитель современного искусства. Перенестись на семь с лишним десятилетий назад, прочувствовать трагизм и обречённость узников, а их образы буквально вросли во «Врата памяти», помогло общение с народным художником СССР Михаилом Савицким. Ведь автор знаменитой «Партизанской мадонны» сам прошёл через горнила концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Впрочем, по мнению скульптора, трагическая тема войны – одна из вечных для художника, представляющего любое поколение.

Константин Костюченко, автор-скульптор монумента «Врата памяти»: «Есть такие мысли, что война далеко, мы к ней не имеем отношения. На самом деле, если у нас нет войны, не значит, что её нет в мире. Рядом с нами на Украине, в других концах мира войны идут. Поэтому в любой войне присутствуют те же страдания, которые были и 70, и 500 лет назад. Все это есть и сейчас».

Это самая большая бронзовая композиция в Беларуси. Врата, возвышающиеся на 10 метров ввысь, подчёркивают масштаб трагедии Тростенца. Рядом сохранились фундаменты зданий концлагеря, который по количеству жертв ставят в один ряд с Освенцимом, Треблинкой и Майданеком.

На 120 гектарах фашисты наладили настоящую индустрию по уничтожению людей: сюда направлялись эшелоны из Советского Союза, Польши, Австрии, Чехословакии. Конвейер заработал практически сразу после оккупации Беларуси. Урочище Благовщина стало местом массовых расстрелов, здесь же людей закапывали в огромных ямах-могилах длиной до 50 метров. Позже, в 1943 году, в местечке Шашковка гитлеровцы построили печь для сжигания тел расстрелянных, чтобы замести следы преступлений.

Один из крупнейших лагерей смерти в Европе унёс жизни более 200 тысяч узников. Страшным страницам военной истории, о которых нельзя забывать, посвящён документальный фильм ОНТ «Тростенец. Аллея смерти» из цикла «Обратный отсчёт».

Создание мемориала стало народным проектом: свой вклад, по сути, внёс каждый, кто в этом году вышел на республиканский субботник. Часть заработанных средств направлена на строительство комплекса, которое велось по поручению Президента. В скорбный день начала войны на закате 22 июня комплекс был открыт.

К монументу пришли сотни людей: молодёжь, ветераны, дипломаты, духовенство и просто неравнодушные белорусы. К присутствующим Александр Лукашенко обратился со словами: память о прошлом необходима в первую очередь для будущего страны.

Здоровья и долголетия – эти пожелания Александр Лукашенко адресовал ветеранам, пообщаться с которыми Президент остановился уже после митинга.

Открытие монумента и сам митинг-реквием, пожалуй, не что иное, как повод и призыв задуматься об общечеловеческих понятиях: о важности народной памяти, о хрупкости мира и его ценности. Ответственность за это несём все мы вместе, а также в той или иной степен каждый из нас.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Александр Злобин
География:
Новости Минска