«Воскресная проповедь»: протоиерей Федор Повный рассказал, о чем принято вспоминать во второе воскресенье Великого поста

Протоиерей Федор Повный рассказал о соотношении между Богом, сотворенным миром и человеком

«Воскресная проповедь»: протоиерей Федор Повный рассказал, о чем принято вспоминать во второе воскресенье Великого поста

Второе воскресенье Великого поста наступило. И в этот день совершается память замечательного византийского богослова XIV века, архиепископа города Фессалоники в Греции Григория Паламы. Он родился в 1296 году в Константинополе в богатой семье. Его отец Константин был сенатор и занимался воспитанием внука императора Андроника II Палеолога, который после смерти деда стал императором с именем Андроник III. Это были годы первой половины XIV века. Об этом рассказал протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.


«В 1303 году отец Григория умер, и император взял его под свою личную опеку. В царском дворце вместе с наследным принцем Григорий получил блестящее образование и обнаружил редкие способности. Сам Григорий вспоминал об одном диспуте во дворце в 1313 году. Как-то император попросил его рассказать о логике Аристотеля, жившего в IV веке до Рождества Христова. Паламе было только 17 лет, но он обнаружил такое глубокое знание философии, что император удивился, а великий логофет Феодор Метохит воскликнул: «Если бы сам Аристотель был среди нас, он похвалил бы его… Так разобраться в логике Аристотеля может только большой природный талант». И естественно, когда на молодого человека обращали такое внимание, перед ним открывалась блестящая придворная карьера. Но он в возрасте 20 лет принимает монашество и уходит в один из монастырей на горе Афон, где провел целых 10 лет в послушании и молитве», – сказал протоиерей.

Федор Повный рассказал, что в 1326 году богослова рукоположили в священники, а в 1347 он стал архиепископом Салоник и оставался здесь до самой смерти в 1359 году. Святитель Григорий активно участвовал в бурных богословских спорах своей эпохи. А их было немало: о исихазме, о природе Фаворского света в Преображении Христа (Мф. 17, 2; Мр. 9, 3; Лк. 9, 29), о божественных энергиях и многие-многие другие. Его литературное наследие на русский язык так и не переведено. А в нем немало интересных богословских идей. И главная среди них – учение о Боге и о Его познании.

«Григорий не делает открытий. У него другая задача – обобщить мысли более ранних отцов Церкви. Они же в один голос заявляли: «Бог как Творец непознаваем, и вместе с тем Он открывает Себя…» Как это понимать?.. Преподобный Максим Исповедник отвечал на этот вопрос так: «Бог познается не по Своей природе, а по великолепию Его творений и Его о них промыслу. В них, как в зеркале, мы видим Его беспредельную благость, премудрость и силу». И вот похожая мысль есть и у святителя Григория: «Все, что сотворено, крайне удалено от Божества и чуждо Ему. Можно даже сказать так. Если Бог не существует, то все остальное существует. А если Он существует, то все остальное не существует». Вот эту странную фразу не сразу и поймешь. А он так поясняет ее смысл, святитель Григорий: «Как Творец – Бог, конечно же, превыше всех Своих творений. И несуществующим Его можно назвать только в переносном смысле, потому что Он вне законов сотворенного Им мира», – отметил протоиерей.

Повный подытожил: поэтому Богу более подходят наши названия: Сверхживой, Сверхблагой, Сверхбожественный или Сверхсущность.

«Но каким же образом Он открывает Себя Своему творению? Своими действиями, которые по-гречески называются энергиями. О них говорил уже святитель Василий Великий, еще во второй половине IV века, и у него есть такие слова: «Мы познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к Его природе. Ибо хотя действия Его до нас и нисходят, однако Его природа остается неприступной». И потому Григорий разделяет в Боге природу, Три Божественных Лица и энергии. В них Бог присутствует, и они предвечно изливаются из Единой природы Святой Троицы. Энергии – преизбыток Божественной природы, которая не может себя ограничить», – сказал Федор Повный.

Он добавил, что их можно сравнить с лучами Божества. Оно всецело присутствует в каждом из этих лучей, только отражается в них как в зеркале, оставаясь невидимым, как невидимо для нас самих наше лицо. Через них Бог творит и действует. Ими пронизывает все существующее. И получается, что Бог существует одновременно и в Своей неприступной природе, и вне ее, как бы в двух образах бытия: с одной стороны, всецело непознаваемый в Своей природе, Он всецело открывает Себя в энергиях. И они становятся связью между Богом и сотворенным Им миром. Когда мы говорим: Бог есть Премудрость, Жизнь, Истина, Любовь, Сила, Правосудие, Бытие и многое другое, – то имеем в виду его энергии.

«Их еще называют божественной славой, о которой вот как замечательно сказал Митрополит Филарет Московский уже во второй половине XIX века, вслушайтесь в эти слова: «Слава есть откровение, явление, отражение, облачение внутреннего совершенства. Бог от вечности открыт Самому Себе в вечном рождении Единосущного Сына Своего, и в вечном исхождении Единосущного Духа Своего; и таким образом, единство Его во Святой Троице сияет природной, непреходящей и неизменяемой славой. Бог Отец есть Отец славы (Ефес. 1, 17);  Сын есть сияние славы (Евр. 1, 3); Дух Божий есть Дух славы (1 Петр. 4, 14). В этой собственной внутренней славе живет блаженный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей и не может иметь никаких участников. Но по Своей бесконечной благости и любви Своей Он желает сообщить Свое блаженство и иметь благодатных причастников, и они откроются в Его творениях. Его слава является небесным силам, отражается в человеке, облекается в образы видимого мира. Она даруется от Него, приемлется участниками, возвращается к Нему. И в этом, так сказать, кругообращении славы Божией состоит блаженная жизнь тварей», – сказал Повный.

Протоиерей предлагает запомнить эти различения в Боге на природу и энергии, и они помогут нам лучше понять соотношения между Богом, сотворенным миром и человеком.

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь