Один из отцов Церкви, духоносных отцов, некогда сказал, что Бог разговаривает с человеком на разных языках: языком любви – и очень мало таких, кто услышит Его; языком болезни – и таких, кто несет болезни, больше; и языком страданий, а таких – еще больше. Сегодня в новой проповеди к прихожанам обратился протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.
«Известный философ Сергей Николаевич Трубецкой выразил это так: «Тот, кто не хочет внимать шуму вечности, будет внимать ее громам». В сегодняшний воскресный день в наших Храмах звучит слово Божие об исцелении слепорожденного человека, это Евангелие от Иоанна, 9 глава, с 1 по 38 стихи. И в этом Евангелие нам говорится о том, что ученики вместе со Христом увидели слепорожденного человека, «слепого от рождения», и задали Иисусу Христу очень правильный, очень существенный, но парадоксальный вопрос. Это мы слышим в Евангелие: «Кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» Они не задали вопрос: «От какого вируса, от какой инфекции это произошло?». Как мы бы сказали: «А может, сделали ему не ту прививку?» Не спрашивают и о прочих внешних вещах. Нет! Они спрашивают: «Кто согрешил, он или родители его?», – рассуждает протоиерей.
Оказывается, ветхозаветный человек все время проводил параллель между болезнью и нравственным состоянием человека. Ветхозаветное сознание видело в этом прямую связь. Этим дышали и жили всегда благочестивые верующие люди. Взгляд на болезнь как на наказание и кары человеку за преступления и беззакония присущ ветхозаветному периоду жизни человечества, отметил Федор Повный.
«И у псалмопевца Давида в 37 псалме мы слышим: «Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!.. Нет исцеления телу моему от гнева Твоего... Ибо беззакония мои превысили главу мою... Смердят и гноятся раны мои от безумия моего». И далее царь Давид так говорит о существовании человека. Это уже 89 псалом: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь...». Действительно, от родителей человек может наследовать или добрые склонности, или грех», – сказал настоятель.
И святитель Феофан Затворник, напомнил Повный, говорил, некогда обращаясь к молодой паре: «Поздравляю вас, сочетавшихся законным браком. Вы теперь стали родоначальниками новой жизни и нового рода, а посему озаботьтесь оставить детям тело здраво и душу благочестивую». А болезнь может быть как испытание в верности Богу, как искупительная жертва, как побуждение к покаянию, к новой жизни, как проявление несовершенной, тленной природы человека.
«И если в Ветхом Завете эти «смыслы» болезней перечисляются, то с Новым Заветом они «исполняются». Болезнь не всегда обнаруживает себя до поры до времени, поэтому ее предназначение, как правило, скрыто от человека. «Болезни не только явление физиологическое, но и духовное испытание человеку», – говорит архимандрит Софроний (Сахаров). И вот при таком взгляде можно согласиться с философом Альбером Камю: «Болезнь – это крест, но, может, и опора». «Кого Бог хочет наградить светлым венцом, тому Он прежде вручает тяжелый крест», – сказал Повный.
Еще более парадоксальный ответ получили ученики Христовы, Евангелие от Иоанна, 9 глава, 3 стих: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
«Вчера за вечерним Богослужением мы слышали стихиры, говорящие о чуде исцеления этого слепорожденного, которые в переводе звучат так: «Неужели я за грехи родителей родился без очей? Не из-за неверия ли народа я родился им во обличение? Не могу же я спрашивать: когда ночь, когда день? Не в силах уже мои ноги о камни претыкаться: ведь не видел я ни солнца сияющего, ни Создателя моего во образе человеческом. Но молю Тебя, Христе Боже, призри на меня и помилуй меня!» Слепота попущена была этому человеку для того, чтобы, исцелившись, он прозрел не только телесно, но и душевно, обрел видение духовных вещей и духом, духом своим, умом постиг, что Иисус есть Сын Божий», – сказал протоиерей.
Что пользы человеку, если он имеет зрение, но слеп душевными очами, – задается вопросом Федор Повный.
«Спасителя окружало всегда множество людей, которые не были слепыми телесно, но Он упрекал их в том, что они, имея глаза, не хотят видеть, и в Евангелие от Марка, в 4 главе 12 стих мы слышим: «…Своими глазами смотрят – и не видят; своими ушами слышат – и не разумеют». Слепорожденный, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии, при встрече со Спасителем был слеп и телесно, и душевно, но прозрев телесно, обрел и духовное зрение», – отметил протоиерей.
Подписывайтесь на нас в Telegram