«Воскресная проповедь»: притча о самарянке, которую принято вспоминать в пятый воскресный день после Пасхи

История о разговоре Господа с женщиной-самарянкой у колодца

«Воскресная проповедь»: притча о самарянке, которую принято вспоминать в пятый воскресный день после Пасхи

Мы все еще продолжаем приветствовать друг друга пасхальным: «Христос Воскресе»! – и отвечаем: «Воистину Воскресе!». Сегодня пятый воскресный день после Пасхи. И в этот воскресный день Церковь вспоминает о самарянке. Сегодня в новой проповеди к прихожанам обратился протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.


Это Евангелие от Иоанна, 4 глава, с 5 по 42 стихи. И там говорится о том, что однажды, по пути в Галилею, Господь Иисус Христос остановился у колодца вблизи города Самарии. Когда ученики ушли достать что-нибудь поесть, к колодцу за водой пришла женщина, и Господь заговорил с ней.

Когда же вернулись ученики и женщина ушла, Господь сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца и наступит жатва. А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». «Почему так сказал Господь?», – рассуждает протоиерей.

«Думается, что немногие вопросы, заданные самарянкой, немногие слова, ею сказанные, напоминают спелые зерна, уже готовые при первом прикосновении отделиться от колоса и войти в Господню житницу. Так что же это за зерна? Вот давайте вместе проанализируем евангельский отрывок. Как мы видим, разговор начался с того, что Господь просто попросил пить, и другая самарянка просто дала бы Ему воды, не рассуждая, кто Он и какой веры... Но она удивленно спросила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки, ведь иудеи с самарянами не сообщаются?» И вот этот ответный вопрос был первым зернышком в Господню житницу, потому что Он показал, что для самарянки есть нечто, что стоит выше телесных потребностей, что есть религиозные законы, и она искренне удивлена, как может этот серьезный, внешне благочестивый человек нарушать их?», – рассказал настоятель.

Он пояснил, что если бы женщина просто дала Иисусу воды, то разговор не возник бы, но здесь, здесь Господь продолжает и говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе «дай Мне пить» то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду».

«Женщина удивилась: "Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у Тебя вода?" Внешне в этих словах нет ничего особенного, но тут же она прибавила: "Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?" И вот это рассуждение можно назвать вторым зерном в Господню житницу. Это рассуждение-вопрос показал, что женщина помнит о своих корнях, о своих праотцах. Помнит, что от кого унаследовала. Но вот Господь говорит ей, что сразу трудно для ее понимания. Он говорит, что здесь, в пустыне, у Него Самого есть живая вода, и кто будет пить Его воду, тот не будет жаждать вовек. И еще что вода эта сделается в том, кто будет ее пить, источником воды, текущей в жизнь вечную», – сказал Повный.

И естественная реакция самарянки – она не поверила и иронически попросила: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Но Господь говорит ей слова, которые современному человеку могут показаться даже оскорбительными, которые могут прозвучать в современном сознании как вмешательство в личную жизнь. Но одновременно это слова, которые могут обрадовать всякого человека, если он найдет в себе правдивость и силы посмотреть на себя и на свою жизнь без лжи, подчеркнул протоиерей.

«Христос обращается к самарянке, обращается к ней и говорит ей: "Пойди, позови мужа своего и приди сюда". Женщина сказала в ответ: "У меня нет мужа". Иисус говорит ей: "Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа, потому что у тебя было пять мужей: и тот, которого ты имеешь, не муж тебе". Конечно, не хвалил ее Господь за ее прошлую жизнь, но за то, что она была способна правдиво и истинно посмотреть, правдиво сказать об этой жизни: "Как хорошо, что ты так сказала, ты правду рекла…" И мгновенно поменялся разговор. Женщина поняла, что с этим человеком она может говорить не о земном, а о чем-то более глубоком, более основном. «Господи, вижу, что Ты пророк», – сказал протоиерей.

И она уже не спрашивала Его о воде, о колодце. Самарянка спросила о самом главном: «Господи! Отцы наши поклонялись на этой горе, а Вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». И вот это третье зерно в житницу Господню, потому что далеко не для всех главный вопрос жизни – о том, где и как нужно служить Богу. Остался один основной вопрос: «Где поклоняться Богу, как поклоняться так, чтобы Господь это поклонение принял?», сказал Федор Повный.

И потому, что эта женщина имела правду в своем сердце и была способна без лжи на себя взглянуть, без лжи сказать о себе истину, Христос ей открыл, что Богу надо поклоняться в духе и истине.

«Бог может спасти каждого из нас, но Он ничего не может сделать, если мы лжем перед собой и перед Ним. Он может спасти того грешника, которыми мы являемся, но Он не может спасти того иллюзорного праведника, которого мы стараемся представить собой и которым мы не являемся. И если мы хотим поклониться Богу, то мы должны поклониться Ему в истине, в правде, в честности и доброй совести – тогда Бог делается нам доступен. И еще важное: поклоняться Богу и не тут или там, поклоняться Богу в духе своем и в сердце своем, всей правдой, всей истиной, всем пламенем своей жизни», – сказал протоиерей.

Поклонение Богу не заключается в том, чтобы в одном или ином месте приносить Ему молитвы, которые, может быть, с кровавым потом вырвались когда-то воплем из чужих сердец, поклоняться Богу – это значит стоять во всей правде и неправде своей перед Богом, но истинно перед Ним стоять, видеть в Нем своего Господа и Бога, отметил настоятель прихода.

«Если мы так поклоняемся Богу, то это поклонение должно пойти далеко за пределы хвалебных песнопений или даже покаянных наших слов; поклонение Богу должно стать всем в нашей жизни. И каждый раз, когда мы творим правду и правду говорим, каждый раз, когда мы творим добро и проявляем любовь, каждый раз, когда мы достойны своего имени человека и имени Божия, – мы поклоняемся Богу духом и истиной. Вот и попробуем этому учиться. Но начать мы можем только с того, чтобы перед собой, перед Богом перед людьми встать в правде нашей, какие мы есть, и поклониться всей жизнью нашей, и словом, и делом живому Богу», – заключил Федор Повный.


Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь