Белорусская атомная электростанция – всё выше и выше. Уже готов корпус первого реактора, а на земле монтируют купол первого энергоблока. Чёткие очертания будущей станции – повод для визита международных экспертов. Специалистов МАГАТЭ интересует всё, любая недоработка – это «жёлтая карточка» для инженеров и строителей. А когда в роли рефери главный атомщик мира – ответственность наивысшая.

Строители работают в три смены, технику порой не глушат сутками. Белорусская атомная электростанция – всё выше и выше. Уже готов корпус первого реактора, а на земле монтируют купол первого энергоблока. Затем многотонную конструкцию кранами поднимут на тросах и установят на вершине. По сути, это экватор возведения АЭС.

Чёткие очертания будущей станции – повод для визита международных экспертов. Атомщики в шутку называют такие проверки «первым контуром защиты». Специалистов МАГАТЭ интересует всё, любая недоработка – это «жёлтая карточка» для инженеров и строителей. А когда в роли рефери главный атомщик мира – ответственность наивысшая.

За 7 лет во главе Международного агентства по атомной энергии Юкия Амано побывал на многих станциях. Но оценить все нюансы за несколько дней невозможно физически. В одном из интервью японский дипломат подчёркивал: лучшее подтверждение успешности любого проекта – гарантии от руководства страны.

С Александром Лукашенко Юкия Амано встречается не впервые. Четыре года назад говорили о перспективах атомной энергетики в целом. На этот раз Президент Беларуси пригласил главу МАГАТЭ лично оценить ход строительства, и заверил: на АЭС выполнят все требования по безопасности. Ответ Юкия Амано – сомнений в надёжности белорусской станции у экспертов не было никогда.

Юкия Амано, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ): «Я очень хотел вновь посетить вашу страну, чтобы посмотреть на прогресс, который произошёл. Беларусь – ценный партнёр для МАГАТЭ. У нас важное техническое сотрудничество, особенно это касается сооружения атомной станции, чтобы обеспечить все необходимые нормы по безопасности».

Говорили и о бурной реакции соседних стран на возведение Белорусской АЭС. Минск якобы не показал все документы, да и вообще – площадка слишком близко к границе. Впрочем, в Островце уверяют – станция открыта для оценки. А вердикт гендиректора МАГАТЭ снимает все вопросы. Скептики, конечно, язвили: мол, объект своего ведомства глава ядерного агентства в любом случае критиковать не будет. Но критики забывают, что для японца Амано безопасность атомных станций – это ещё и нечто личное.

После аварии на «Фукусиме» в Японии об атомной энергетике знает каждый японский школьник. За 5 лет о вреде радиации на островах, где ещё не забыли о Хиросиме и Нагасаки, написаны сотни книг. И все специалисты – атомщики, химики и медики – призывают быть крайне внимательными к «мирному атому».

Шинзо Кимура Абэ, доцент международной эпидемиологической лаборатории г. Токио (Япония): «После аварии на “Фукусиме” население взволновано, люди переживают и боятся. В то же время стоит признать, что альтернативы ядерной энергетике в Японии просто нет. В этом направлении нужно продолжать работать – изучать зарубежный опыт, уделять должное внимание вопросам радиационной безопасности, и всё будет хорошо».

После «Фукусимы» в Японии остановили все станции – это более пятидесяти реакторов. И через пару лет экономика рухнула. Треть потребляемой энергии вырабатывал «мирный атом», а импортные нефть и газ стоят миллиарды долларов. В итоге правительство признало – альтернативы нет. Но оказалось, что в Японии почти все станции устарели. И запускать разрешили энергоблоки, модернизированные до поколения «3» и «3+».

Утечка на атомной станции – это, конечно, опасно, спорить глупо. Но за полвека система защиты на АЭС изменилась. Эволюция мирного атома сравнима с системой безопасности автомобиля. За рулём ведь опасно, на дороге гибнут миллионы, но отказываться от этого транспорта никто не собирается. Реактор первого поколения, как малолитражка: мощность небольшая, корпус хрупкий, система безопасности – ремень и, пожалуй, реакция водителя. Станция поколения «2» – это уже куда более совершенная техника, в которой учтены ошибки прототипов, растёт мощность и уровень автоматизации. Поколение АЭС «3» и «3+» – своего рода внедорожник с тремя уровнями защиты: мощный корпус, подушки безопасности и электроника, которая без участия человека определит поломку и примет меры для её устранения. И радиофобия – это страх тех, кто помнит о последствиях аварии на старой технике, но никогда не управлял современной машиной.

Именно по такому, самому современному российскому проекту поколения «3+», возводится станция в Островецком районе. «АЭС – 2006» – это дополнительные пассивные системы безопасности, двойная оболочка реакторного зала, ловушка расплава под корпусом реактора и полная защита от землетрясения, цунами, урагана и падения самолёта. «Росатом» на днях представлял этот проект на выставке «Атомэкспо» в Минске. Топ-менеджеров компании журналисты со всего мира «разрывали» на части. Ведь многие страны намерены построить у себя именно такую станцию.

Александр Локшин, первый заместитель генерального директора по операционному управлению госкорпорации «Росатом»: «В стройке очень важно получить навыки серийного строительства. Здесь нам немножко проще, потому что мы уже прошли на Нововоронежской станции, у нас уже большой опыт на Ленинградской станции. Чем больше строим – тем лучше строим».

И это ещё один аргумент в пользу Белорусской АЭС. Идентичные станции уже построены, в очереди – около десяти. «Росатом», конечно, перестраховался и провёл дополнительные стресс-тесты. Но независимые эксперты считают: все претензии стран-соседей – лишь реакция на усиление энергетической мощи Беларуси.

Когда АЭС заработает на полную, страна получит колоссальное количество своей энергии. Часть можно будет экспортировать. При прагматичном подходе для некоторых сопредельных стран – это шанс снизить нагрузку на собственное население. За последнее пятилетие электроэнергия (главным образом импортная) здесь подорожала в два раза, отопление – в четыре. Но и Беларуси потребуется перестройка экономики, и нашего отношения к энергопотреблению.

Решать эту задачу правительству предстоит к 2020 году, когда запустят второй энергоблок. Первый введут в строй двумя годами раньше. Кстати, Юкия Амано рассказал, что в следующий раз намерен приехать сюда, чтобы поучаствовать в запуске реактора. И добавил, что планирует взять с собой супругу.

Подписывайтесь на нас в Telegram