Обычно встречи с Президентом проходят в формате вопрос-ответ. В этот раз всё было по-другому. Глава государства предложил свободную дискуссию и обмен мнениями. И от обсуждения не ушла ни одна острая тема, актуальная для Беларуси. От декрета о содействии занятости до того, каким должно быть отечественное телевидение. Моя коллега Наталья Стельмах внимательно следила за большим разговором.
Открытый разговор без запретных тем и замалчивания проблем. И формат выбран особый: не интервью, а доверительная беседа. Александр Лукашенко с первых слов подчёркивает: здесь собрались те, кто вместе с Президентом совершает рабочие поездки и официальные визиты, кто об этом пишет, это показывает и рассказывает с экрана. С точки зрения политических взглядов – это журналисты, поддерживающие государственную позицию. Ещё до начала встречи по Интернету начали присылать вопросы от тех масс-медиа, которых вроде как не пригласили, но ведь и смысл встречи не в том, чтобы забросать Президента предложениями. Есть альтернативная точка зрения? Пожалуйста. Но и в них нужна взвешенность и объективность, а не эмоции и предвзятость. Президент всё же отвечает на каждый вопрос: и об обязательной воинской службе, и о праздновании Дня Воли, и о взаимоотношениях с Россией, об изменении Конституции.
Главный документ со временем может просто функционально устареть, поэтому необходимы будут изменения на перспективу, но это работа ни одного дня, месяца и вполне возможно года. Куда быстрее Глава государства просит решить другой нашумевший вопрос – создать достойный мемориал в урочище Куропаты. Год назад к восстановлению захоронений подключились профсоюзные и общественные организации. Лесное урочище постепенно благоустраивают, делают достойным местом памяти. Но бескорыстное участие в этом деле государства не всем по душе.
Разговор сам собой заходит и о безопасности информационной. Примеров, когда общественным мнением манипулируют для развязывания конфликтов, избрания кандидатов или, чтобы пролоббировать тот или иной законопроект – немало. Информация становится наивысшей ценностью, но и самым опасным оружием. Обезопасить граждан призван обновлённый закон о СМИ, уже на следующей неделе его представят в парламенте. Поправок немало, одна из важнейших – равная ответственность для всех, кто доносит своё мнение до массовой аудитории, будь то экран телевизора или посредством Интернета. Запрета не будет, но главное – делать это открыто.
Павел Лёгкий, заместитель министра информации Беларуси: «Я не скажу, что это всем понравится. Будут и те, кто возражает, они и сегодня есть. Но надо понимать, что в данном случае мы не требуем чего-то противозаконного, мы предлагаем механизм, который так или иначе уже реализуется целым рядом интернет-ресурсов».
В качестве предложения Мининформа – обязательная СМС-идентификация, то есть оставить комментарий сможет только зарегистрированный пользователь. Ведь случается, что резонансные статьи набирают тысячи комментариев, но анализ показывает: большинство из них оставляют с двух или трёх IP-адресов, а неугодные мнения модераторы и вовсе могут вычищать. Так бывает не всегда, но всё же именно сейчас новый закон нужен, как никогда прежде. А чтобы почвы для раздувания слухов, провокаций и клеветы не стало вовсе, работать должны не только законодатели. Журналисты, пользуясь случаем, наперебой приводят примеры того, когда чиновники сами замалчивают проблемы, а ведь пресловутое «без комментариев» лишь усугубляет.
По-настоящему качественной должна быть и работа журналистов. Речь уже о технической составляющей.
И она, как говорят профессионалы, должна «звенеть». Президент напоминает о дедлайне (7 ноября). К этому дню на формат высокой чёткости должны перейти все телеканалы. Да, это затраты, но ведь отстать от конкурентов для телевизионщиков всё равно, что пропасть с кнопки на пульте. Правда, основная проблема сейчас не в телеканалах, а в кабельных операторах, далеко не все из них готовы перейти на HD.
Павел Лёгкий, заместитель министра информации Беларуси: «Примерно треть кабельных операторов на сегодня готовы работать в формате HD, остальные пока говорят о том, что им не достаёт финансовых средств. Я думаю, этот вопрос всё же будет решён. Мониторинг показывает, что речь не идёт о том, что они вообще не в состоянии перейти на новый формат вещания, они в состоянии, просто не укладываются в установленные сроки».
Всё же телевидение, даже высокой чёткости понемногу уступает место Интернету, но это тот случай, когда допустимо не вместо, а вместе.
Анатолий Занкович, заместитель директора дирекции информационного вещания телеканала ОНТ: «Ставку на Интернет нужно сделать, а кто это успеет сделать вовремя, тот и будет дальше, как мы говорим, в топе… Классических масс-медиа уже практически не осталось, все интегрируются в Интернет, все интегрируются в социальные сети. Если ты есть в You-Tube, а значит, ты присутствуешь, значит твой контент смотрят. Мы за пять лет нарастили аудиторию на You-Tube- канале до 100 тысяч подписчиков, это один из лучших показателей вообще в белорусском масс-медиа рынке».
Каждый месяц на YouTube-канале ОНТ прибавляется примерно по пять тысяч подписчиков. Основной контент – это новости, ток-шоу, музыкальные проекты, документальные фильмы – более 30 тысяч видеороликов, а просмотров без малого 110 миллионов. Но не всё одинаково популярно. В лидерах уже четыре года сюжет о том, как Президент протестировал новинку от БелАЗа – почти два миллиона 800 тысяч просмотров и девять с половиной тысяч лайков. В топ-5 ещё один ролик с участием Александра Лукашенко – о жёстких кадровых решениях на «Борисовдреве» в 2013 – полтора миллиона просмотров. При этом сам Президент уверяет, что всё это не пиар или хайп, за которым сегодня так гонятся. Выходит то, что действительно интересно. И если кто-то и увидит в этом пиар, то он для дела, для пользы.
В такой же искренности Президент призвал и журналистов, ведь сегодня и это тренд. Зрители, пользователи и читатели хотят получать честную информацию, чтобы их не пытались провести или попросту использовать. Контролировать это будут закон и государство, но самоцензуру и ответственность за сказанное, написанное и показанное. По-прежнему тот необходимый фильтр, которым должен обладать каждый профессионал медиа-сферы.
Подписывайтесь на нас в Telegram