Раритетным военным авто хотят запретить выезжать на российские дороги: вооружение с техники сняли, но чиновники все равно недовольны

Раритетным военным авто хотят запретить выезжать на российские дороги: вооружение с техники сняли, но чиновники все равно недовольны

Не раз в масс-медиа рассказывали про всевозможные акции, выставки отреставрированной техники и всевозможные автопробеги. В том числе про приуроченные ко Дню Победы, организованные совместно Россией и Беларусью. Ну а вот сегодня у организаторов с российской стороны большие сомнения – смогут ли они традиционно, за рулем своих отреставрированных олдтаймеров, встретить 75-летие Победы. Причина – Гостехнадзор отказывается выпускать эту технику на дороги. 


Эта бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 – одна из немногих на подмосковном 22-м бронетанковом-ремонтном заводе, которую восстанавливают на когда-то крупном союзном оборонном предприятии. Завод уже не работает – вездеход больше 20 лет назад сняли с производства. А эти площади сейчас арендует военно-техническое общество: единственная в России общественная организация, которая объединяет любителей и владельцев демилитаризованной техники.

Эта машина, и еще десяток других, должны были попасть 9 мая 2020 года на Красную площадь. В год 75-летия Победы хозяева военных олдтаймеров хотели поучаствовать в технических выставках и, как всегда, пройтись в бронепробеге. Пока не получили «письма счастья» от Гостехнадзора. Именно он в России регистрирует эти машины и выдает разрешение на движение. Бумага гласит – снять номера и бронетехнику поставить на прикол.

Алексей Мигалин, руководитель Российского военно-технического общества: «Гостехнадзор предлагает в десятидневный срок после получения письма, прибыть с документами – это свидетельство о регистрации транспортного средства и паспорт самоходной машины, включая номерные знаки с транспортного средства, прибыть в свое отделение и сдать данную продукцию».

Большинство бронетранспортеров, которые на счету военно-технического общества, зарегистрированы минимум десять лет назад. Только в Москве таких машин три тысячи. Их регистрировали, как и в Беларуси, как самоходные машины: бульдозеры, экскаваторы, трактора. Владельцы исправно оплачивали страховки и транспортные налоги. Это разрешение позволяло ездить на БРДМ по дорогам общего пользования в сопровождении машин полиции: машины не шире двух с половиной метров и проходят по всем мировым стандартам. Но российский Гостехнадзор сейчас ссылается не некое нарушение, с которым была проведена регистрация. Какое нарушение – никто не знает. Ни ГИБДД (аналог нашего ГАИ) ни само контролирующее ведомство на наш запрос не ответили, посчитав белорусских журналистов иностранцами. А вот что Гостехнадзор ответил российским коллегам: «Демилитаризованная техника являющаяся по своим характеристикам автомобильной, а не самоходной, регистрации в органах Гостехнадзора не подлежит. Например, транспортер БРДМ-2 (ГАЗ 41-06) – является легким бронеавтомобилем, выпускавшимся с 1963 года и до 1989 года, сконструирован на шасси полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-41, транспортер БТР-60 – является легким бронетранспортером (правопреемник бронетранспортера БТР-152), выпускавшимся с 1956 по 1976, и сконструирован на шасси грузового автомобиля ЗСИ-151 (ЗИЛ 151, ЗИЛ 153) и т.д».

Если проще, то российский Гостехнадзор считает, что бронетехника – это теперь вам не трактор, и она подпадает под действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» и «О безопасности колесных транспортных средств» и требует соответствующих документов. В России с этим согласны не все эксперты. Регламенты, считают некоторые, не распространяются на технику, созданную для обеспечения национальной безопасности. 

Владимир Ногин, руководитель группы подготовки заключений Всероссийского НИИ сертификации: «Что такое демилитаризованная техника? Это техника, с которой снято вооружение, предназначенное для военных нужд оборудование. Затем она поступает в свободную реализацию, но при этом она не перестает быть техникой военного назначения. В целом демилитаризованная военная техника не подпадает под требования технических регламентов ТС и оформления каких-либо сертификатов и деклараций соответствия не требуется».

Ошибочной называют позицию Госехнадзора и сами военные коллекционеры: и БДРМ-2, и БТР-60, говорят они, это отдельные, самостоятельные военные разработки. И в других странах ЕАЭС эти демилитаризованные машины регистрируют. Так, два года подряд вместе с белорусами удавалось организовывать бронепробег «Дорога мужества». Первый заезд Союзного государства попал в книгу рекордов Гиннесса, как самый длинный на демилитаризованной бронетехнике. Участники останавливались в Можайске, Смоленске, Орше, Берёзе, на Кургане Славы и в Бресте. Хотели и в будущем году вместе с белорусами отпраздновать юбилей Победы. 

К бронепробегу, как правило, его участники начинают готовится почти за год. Сейчас, как раз самое время. Подбирается техника, оцениваются ее ходовые качества. Ну и, собственно разрабатывается маршрут. В случае с белорусско-российским автопробегом этим машинам предстояло в обе стороны пройти 2300 км от Москвы до Бреста – это реальная многодневная дорога. «Дорогой мужества» в один из первых пробегов прошли 15 машин послевоенной сборки. В колонне были броневики из Беларуси, России и Казахстана. По всему маршруту реконструкторы возлагали венки на могилы павших во время Великой Отечественной войны героев. А потом разрешали любому желающему сфотографироваться, потрогать и даже порулить когда-то грозными машинами.

На Линии Сталина уже слышали о проблемах российских военных олдтаймеров. Под Минском хранятся около 300 единиц демилитаризованной техники. Бронированные машины когда-то регистрировались в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машин и оборудования. Ведомство подчинялось Министерству сельского хозяйства.

Так было ровно два года назад. Владельцы демилитаризованной техники говорят, что в 2017 году белорусский аналог российского Гостехнадора был расформирован. Мол, белорусы не так активно скупают тяжелую броню, и содержать штат, по всему видно, не выгодно. Ни подтвердить, ни опровергнуть это не удалось. В Министерстве сельского хозяйства, а это их ведение, отказывались от интервью. Потом прислали официальный ответ, где рассказали, как регистрируют демилитаризованную технику, но так и не сказали, кто это делает. Ничего не стали говорить и в ГАИ, сославшись на какую-то секретность в вопросе регистрации. Интересно, эти тайны хотя бы открывают белорусам, которые готовы тратить собственные деньги на таких военных распродажах? Последняя, как раз, прошла недавно в Гомеле. И видно, что спрос был.

Эту историю, которая началась в России и, похоже, имеет свое продолжение и в Беларуси, неплохо было бы привести к единому логическому финалу. Демилитаризованная техника не может быть без учета. Кто-то за тяжелые машины должен отвечать. Здесь, говорят эксперты, можно было бы подумать об общей схеме для всего Евразийского пространства. Разработать и единые правила продажи, и способы регистрации. Пешеходы и водители легковых машин не будут переживать за безопасность на общих дорогах, а владельцы БТРов и БРДМов получат четкое направление движения. И тогда уже будут думать не о том, как обойти законы или, как выиграть суды у чиновников, а о новых патриотических маршрутах. И в год юбилея Победы, может, уже не только из Москвы, но и из Нурсултана, Еревана и даже Владивостока до нашего Бреста. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия