Беларусь помнит: военные корреспонденты на фронтах Великой Отечественной

Сегодня в Беларуси отмечают День печати. В Советском Союзе он тоже, кстати, отмечался 5 мая. Мы вспоминаем тех, кто в перерывах между боями и поставленными командованием задачами находил нужные слова о войне, снимал всё на кинопленку, записывал для радиопрограмм. Тогда не было таких возможностей, какими сейчас располагают средства массовой информации. Ни тебе мессенджеров, ни поисковиков, ни гаджетов, ни техники уровня стадикамов и дронов, когда с высоты птичьего полёта и безопасно, и эффектно. Уже в 1943 году было организовано более 20 часов радиовещания в сутки! В преддверии дня Великой Победы – о тех героях, кто обычно за кадром.

Сегодня в Беларуси отмечают День печати. В Советском Союзе он тоже, кстати, отмечался 5 мая. Мы вспоминаем тех, кто в перерывах между боями и поставленными командованием задачами находил нужные слова о войне, снимал всё на кинопленку, записывал для радиопрограмм. Тогда не было таких возможностей, какими сейчас располагают средства массовой информации. Ни тебе мессенджеров, ни поисковиков, ни гаджетов, ни техники уровня стедикамов и дронов. Уже в 1943 году было организовано более 20 часов радиовещания в сутки! В преддверии дня Великой Победы – о тех героях, кто обычно за кадром.

Самые драматичные, романтичные и редкие кадры истории. Журналисты – глаза и уши миллионов. Девайсы позволяют заглянуть за горизонт, а современные технологии поставить новости на паузу или отмотать на нужное место телевизионную программу. Международная выставка СМИ в Минске – марафон из презентаций, мастер-классов и конкурсов. 

Профессию журналиста не раз признавали одной из самых опасных в мире. Правда, сейчас репортёрам куда проще. Работу облегчают технологии, а в экстремальных ситуациях на помощь приходит техника…  В годы войны таких возможностей, да и выбора, конечно, не было. 

«Без ретуши, искажений и правок», – так под лентой подписались сами авторы. На фронтах пылающей страны работали 258 советских кинооператоров. Редкая и столь ценная  для истории  кинохроника  стоила жизни  каждому пятому... На фронте хроникеров уважали. Солдаты и примету придумали: попасть в кадр – остаться в живых. Увы, срабатывало не всегда.

Освобождению Беларуси посвящено немало кинохроник. Историю для потомков фиксировали более 30 военных кинооператоров. Половина – наши земляки. Иосиф Венерович, Михаил Беров, Владимир Цеслюк, а также Мария Сухова… Благодаря отваге этой хрупкой женщины с камерой в журналах кинохроники регулярно появлялись эпизоды партизанской жизни. 

Татьяна Рахманько, заведующая отделом использования документов и информации Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов: «Кроме кинокамеры, в руках она ещё держит и оружие. Очень часто приходилось попадать и в боевые действия, отстреливаться, прыгать с парашютом. Поверьте, женщине было нелегко». 

Мария погибла  на съёмках. Кадры, которые ей удалось снять, занимают особое место в архиве кинофотодокументов. Не реконструкция события, а реальная жизнь, зафиксированная кинокамерой. 

В хранилище строгий температурный режим (от 10 до 15 градусов) и влажность не выше 55%. На стеллажах – десятки миллионов метров военной кинопленки. В годы войны исходники передавали на центральную студию в Москву. 

Татьяна Рахманько, заведующая отделом использования документов и информации Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов: «В 1942-м в Москве была создана белорусская студия кинохроники. Эти материалы возили по всем фронтам, показывали воинам Красной Армии и тем самым поднимали у них дух. В основной фонд материалы, снятые в годы войны, мы получили в 1962 году от Центрального государственного архива кинофотодокументов, который находится в Красногорске».

Но Вторая мировая война – это не первая война, попавшая в объективы. Правда, кинохроники совсем мало, в основном вся история – в фото. 

Лето 1915-го. Первая мировая война. После нескольких лет официально разрешённого присутствия корреспондентов и фотографов на войне вводится запрет на фото в районе действующих армий. Исключение – штатные фотографы в лице офицеров. Сделанные ими кадры столетней давности сегодня уже реликвия. Роман Соловей – наш земляк. Жил и работал в Берестовицком районе. Учитель по образованию на фронте оказался вооружён ещё и фототехникой. Старший унтер-офицер, фотограф 85-го Выборгского полка снимал  и баталии, и солдатский быт. Из тысячи снимков до наших дней дошли лишь 20. Они хранились на чердаке дома, в котором жил Роман Соловей. 

История одного боя не отпускает Дмитрия Марченко по сей день – сражение под Гатчиной, где наш земляк Андрей Усов уничтожил более 20 немецких танков!  О подвиге легендарного командира журналист не мог не рассказать.  

Дмитрий Марченко, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры Республики Беларусь: «Я заўсёды імкнуўся высветліць, ці ёсць тут што-небудзь вельмі знакавае. Я даведаўся пра подзвіг Усава».

В белорусской журналистике Дмитрий Николаевич – фигура знаковая. В своё время прошёл путь от специального корреспондента до гендиректора программ. В годы войны был в партизанском отряде. Бригада издавала газету, а  он наблюдал за работой будущих коллег. 

Дмитрий Марченко, ветеран Великой Отечественной войны заслуженный работник культуры Республики Беларусь: «Яны былі цесна звязаны з камандзірамі партызанскіх атрадаў, з саставам брыгады. Цікавыя звесткі (пра разгром нямецкіх гарнізонаў, падрыў нейкіх аб’ектаў) траплялi ў газету».

Партизанские, республиканские и даже центральные! В это трудно поверить, но даже на оккупированной территории Беларуси издавалось 162 газеты! Однако по оперативности они всё же уступали радио.    

Ещё до начала войны Советский Союз был самой радиофицированной страной. Юрия Левитана Гитлер называл личным врагом. Кстати, не без помощи известного диктора в 1942 году радиостанция, вещавшая из Москвы, впервые заговорила на белорусском. Коллектив, как рассказал Валерий Шеин, собирали по крупицам – 40 человек. Тема радийщиков на войне всегда была интересна доценту факультета журналистики. Собирая материал для диссертации, он объехал всю Беларусь, записал сотни интервью. Встречался и с фронтовыми радийщиками – теми, кто  в прямом эфире читали письма с фронта. 

Валерий Шеин, кандидат исторических наук, доцент факультета журналистики БГУ: «В 1943 году было больше 20 часов круглосуточного вещания. Были не только отделы последних известий, а ещё отделы молодёжного вещания, отделы музыкального вещания».

Ни дня без строчки – и это в его-то 93 года! Первую заметку Павел Сафронович написал ещё в 12 лет. Когда пришла война, был мальчишкой, но в 1943 году добровольцем ушёл на фронт. Рядовой-связист форсировал зимний Одер, прошёл сквозь жерло Зееловских высот и уцелел, дойдя до Берлина. Всё это время он писал простые, но такие нужные боевые листки. 

Павел Ерошенко, ветеран Великой Отечественной войны, военный журналист: «Выдумывать не надо было ничего! Привёл Федя Постольников пленного – вот заметка в боевой листок: "У Феди Постольникова первый пленный, но, наверное, не последний". Конечно, примитивно было, просто». 

С пером наш герой не расстанется и в мирной жизни. Профессии старейший военный журналист Беларуси отдал 70 лет. 

Павел Ерошенко, ветеран Великой Отечественной войны, военный журналист: «Я первую заметку в армейскую газету написал уже после войны. Написал я эту заметку о понравившемся мне комсомольском семинаре – и вдруг получаю письмо: "Уважаемый товарищ Ерошенко, просим сообщить ваше имя, отчество для высылки вам причитающегося гонора". Что такое "гонорар"? Никто в роте или батарее не знал, что значит слово "гонорар"». 

У Павла Сафроновича – несколько книг и множество статей. О войне... Фронтовик помнит. Помнит и вся Беларусь.

Подписывайтесь на нас в Telegram