За последний год Владимир Квашнин обошёл с десяток инстанций – от ЖЭСов до министерств. Приходил с идеей – поставить во дворах столичных многоэтажек 200 автоматов по продаже артезианской воды. Все расходы фирма, разумеется, берёт на себя – от чиновников нужно лишь согласие. Но этот камень вода не подточила.
Владимир Квашнин, предприниматель (г. Минск): «Этот автомат должен стоять в шаговой доступности от дома. Человек выходит с ёмкостью. Наша система чиновничья не может выделить этот несчастный кусок земли, чтобы этот аппарат поставить во дворе».
История оказалась настолько сложной, что не во всех госорганах были готовы оперативно её комментировать. Где-то отказались сразу, где-то попросили неделю на изучение вопроса. Поэтому практически всё в этом репортаже со слов предпринимателей. Итак, инвестиционная идея – из Украины. Местный бизнесмен Валентин Панченко оснастил такими аппаратами Киев, Херсон и юг России. И предложил своему минскому другу – Владимиру Квашнину – новую бизнес-идею и полноценное партнёрство.
Подобные автоматы появляются и в московских дворах – там тоже все довольны. А для Беларуси идея новая. Попробуем разобраться, как это работает.
По задумке предпринимателей, воду они будут брать из артезианской скважины, заливать в автомобильную цистерну и развозить по дворам. Транспорт оборудуют GPS-датчиком для контроля, что воду привезли из скважины, а не набрали за углом. Сам автомат – это металлический короб-киоск с громадной колбой и фильтрами внутри. Здесь же купюроприёмник с возможностью для контролирующих органов отследить каждую покупку. Пришёл – оплатил – получил воду.
В ноябре 2014 года компаньоны ударили по рукам и отправились покорять белорусские госучреждения. В столичном Центре гигиены и эпидемиологии развели руками: разрешить не можем, по закону отпускать напитки в тару покупателя нельзя. Но является ли вода напитком? Впрочем, главный санитарный врач страны Игорь Гаевский проблем не увидел, и с его положительной резолюцией вопрос с санслужбой разрешился. Проект, по словам бизнесменов, одобрили и в Министерстве экономики. Оставалось только определить, куда поставлять воду.
Минск хотели сделать полностью артезианским ещё пять лет назад. Но до сих пор Московский и Фрунзенский районы пользуются водой из наземных источников. Она соответствует всем санитарным нормам, но по вкусу серьёзно уступает артезианской воде. Поэтому за бутилированной водой идут в магазины. Расчёт бизнесменов был простым. Зачем тратить время и преодолевать расстояние, если этот продукт можно купить в собственном дворе?
В местной администрации посоветовали обращаться к товариществам собственников. Мол, у них есть земля – арендуйте. Партнёры зарегистрировали компанию, привезли 12 автоматов из Украины, заключили договоры с Дзержинском брать артезианскую воду из здешней скважины и даже договорились с несколькими товариществами собственников.
Владимир Квашнин, предприниматель (г. Минск): «Мы набрали 10 договоров и явились в районную администрацию и там получаем от ворот поворот. Земля государственная, она передаётся в пользование, и надо проходить тендер».
И действительно: столичная земля под застройку передаётся в аренду только с аукциона. И тысячи квадратных метров под гипермаркет, и два – под компактный автомат.
Предприниматели решили: участвуем – объявляйте торги. Администрация Московского района обратилась в Минский городской центр недвижимости, в чьей компетенции – выделение земли в аренду через аукционы. Но ответ разочаровал: лотом аукциона может быть площадка только с твёрдым покрытием, таким как асфальт или плитка. Другие площадки выставлять запрещено. А автоматы хотели устанавливать между пешеходной дорожкой и отмосткой здания – на зелёной зоне.
Валентин Панченко, предприниматель (г. Киев): «Мы даже предложили городу: давайте мы за свой счёт сделаем эти площадки, в которых вся проблема, и выступим на аукцион. И если мы проиграем этот аукцион, никто никому не будет предъявлять претензий. Мы согласны пойти на такой риск, чтобы доказать, что этот проект целесообразен и необходим людям, на что нам сказали – у нас нет таких полномочий».
Владимир Квашнин, предприниматель (г. Минск): «Заколдованный круг. Тендер провести нельзя, потому что нет покрытия, а покрытие сделать нельзя, потому что никто не имеет права этого делать».
Озадаченные бизнесмены ещё раз обратились за разъяснениями, что же делать, в Мингорисполком. Правда, оттуда их обращение попросту перенаправили по второму кругу в Московский район, где на сей раз проект назвали нецелесообразным, сославшись на… резолюцию городского Комитета архитектуры и строительства.
Александр Крепак, глава администрации Московского района Минска: «Проект был со многими неизвестными. Мы не видели оборудования для его реализации. Технология применения цистерн сегодня должна отвечать санитарным нормам и правилам. Надо видеть и знать, какой будет источник воды. Инвестор должен гарантировать всем, что продукт будет соответствовать всем санитарным нормам, требованиям безопасности».
В администрации говорят прямо – лучше бы инвестор построил сразу завод. Это сотни рабочих мест, инфраструктура. Предприниматели возражают: именно из малого создаётся большое. И если бы процесс пошёл, то и за заводом по производству автоматов дело бы не стало. Но у районных властей иное мнение. Нужно соблюдать инструкции, пусть даже у каждой организации они свои и иногда противоречат друг другу.
Александр Крепак, глава администрации Московского района Минска: «Если мы проявляем педантичность, она не выражена отказом. Мы должны гарантировать, что инвестпроекты будут реализованы на качественном уровне, будут востребованы и будут развивать инфраструктуру».
Справедливости ради надо сказать, что у Мингорисполкома было и предложение сделать автоматы неким подобием «Водоканалу» – с такими же утверждёнными Мингорисполкомом тарифами. Но возразили бизнесмены: тогда весь проект становится нерентабельным, они же будут продавать населению воду кубометрами! Это всё равно что предложить тарифы «Водоканала» производителям бутилированной воды.
Подводим итог и попробуем положить на весы преимущества и недостатки. Инвестор предлагает новый проект. Примерно в миллион долларов. Это 25 рабочих мест, постоянная уплата налогов и аренды. У покупателей вода – в шаговой доступности, примерно в два-три раза дешевле, чем в магазине. Аргументы властей: для такого бизнеса нужны новые подходы к контролю качества воды и новые технические условия. К тому же автомат во дворе – это лишний соблазн для хулиганов.
Владимир Квашнин, предприниматель (г. Минск): «Целесообразность этого проекта должен решать человек. Стоит автомат, берут воду, фирма получает прибыль, а государство налоги. Хорошо. Если это всё не действует, значит, фирма пролетает и за свой счёт это убирает».
На сегодняшний день не понятно, пробьёт ли вода себе дорогу в минские дворы? Или же так и останется лишь бизнес-планом, неспособным удовлетворить все чиновничьи инстанции вместе и каждую в отдельности. Ведь разочарованный украинский инвестор, проходив по административному кругу целый год и не услышав окончательное «да» или «нет», уже рассматривает рынок Казахстана.
Подписывайтесь на нас в Telegram