Водители в очередях на границе сутками живут в пункте пропуска. Узнавали, почему Европа никуда не торопится и сколько стоит вынужденный простой

Грузовики, как вкопанные, стоят по обе стороны дороги. Если их поставить друг за другом, звено растянулось бы вдвое хвостом прямо до Ошмян.

Водители в очередях на границе сутками живут в пункте пропуска. Узнавали, почему Европа никуда не торопится и сколько стоит вынужденный простой

Размер ущерба, который транспортным компаниям наносит нерасторопность наших соседей, сложно даже представить. На границе с Польшей и Литвой скопились сотни грузовиков. И чем дальше – тем больше! 


Похоже, отдельные страны охрану границы понимают слишком буквально. Нет, они, в общем-то, работают, но так медленно, что все это очень напоминает итальянскую забастовку. Водители вынуждены жить у дороги. Их авто – их дом и крепость. Это еще хорошо, что морозы спали! Так как устроен придорожный быт? И сколько стоит день простоя на границе? Александр Плескачев ни личную, ни государственную границы не нарушал, но провел сутки с людьми, у которых, судя по всему, железные нервы.

Водители в томительном ожидании. Грузовики, как вкопанные, стоят по обе стороны дороги. Если их поставить друг за другом, звено растянулось бы вдвое хвостом прямо до Ошмян.

Сразу складывается обманчивое впечатление, что большинство водителей оставили автомобили и ушли в уютные апартаменты в ожидании своей очереди. Кабина для большинства и есть апартаменты. В мороз на улицу стараются не выходить. Вот встречаем первого человека со сковородкой в руках.

Кухня в кабине, да на газу – дело рискованное, но необходимое. Типичный случай: переноска упала прямо на сковороду. Благо разлетелась гречка, а не пламя.

Ближе к середине хвоста жизнь более активна. Кто-то расчищает грузовик от снега. Некоторые судорожно, замерзшими руками приводят технику в чувства. 

Рацию дальнобойщики стараются использовать только по необходимости. Вслушиваются с надеждой. Вдруг каким-то чудом назовут именно твой порядковый номер. И вот она – Европа…

Но проехать вне очереди могут лишь единицы. Преимущество у скоропортящихся, опасных грузов, тех, кто идет под конвоем и попадает под другие пункты зеленого листа. Но и у них – своя очередь.

К сожалению, очередь не подчиняется законам физики и не сжимается на морозе. Но ею можно управлять! Кто же контролирует затор, играя судьбами людей? Уж наверняка кто-то в теплом кабинете. Белорусские таможенники твердо уверяют:

Леонарда Локтева, начальник таможенного поста «Ошмянский»: «В настоящее время для заезда в зону таможенного контроля очереди нет! Эти транспортные средства ждут выезда в Европейский союз».

Подъезжая к пункту пропуска со стороны Беларуси, каждый водитель сразу же направляется в транспортно-логистический центр, чтобы встать в очередь. До этого ему надо пройти несколько процедур. 

Сперва грузовик попадает в зону таможенного контроля. 

Затем водитель направляется в другую зону, где регистрируется в очереди. По пути можно принять душ и оправиться. 

В самом логистическом центре есть небольшая стоянка для ожидания. При строительстве не рассчитывали на подвох от соседей. Беда в том, что сопредельные стороны словно сговорились и впали в «спячку». Наплевать даже на соотечественников.

Очередной водитель, получив номер, ищет место в колее. Как правило, приходится замыкать хвост. Но, даже «бросив якорь», дальнобойщики остаются начеку. Такие километровые участки – словно анклав в стране, по большей части с правилами «правой руки». От некоторых пунктов правил здесь вынуждены отступать. 

Андрей Кирковский, начальником отделения ГАИ Ошмянского РОВД: «Подходим с точки зрения понимания водителей. В большей степени занимаемся обеспечением безопасности движения большегрузного транспорта».

Однако закон есть закон, протоколы никто не отменял. Порядок дисциплины требует.

Главная задача милиции – все же безопасность. Самых дерзких усмиряют штрафом.

Притом интенсивное движение круглосуточно. Хоть очередь и интернациональная, чужаков здесь нет. 

За порядком следят и коммунальщики. Администрация Ошмянского района взяла под контроль быт и безопасность дальнобойщиков. 

Первым делом организовывают самое необходимое: от подвоза воды и еды до туалетов. И последние – больная тема для километров ожидающих.

Такие походы в полевые туалеты – долгая прогулка. Но многим куда дальше в магазин за едой. Водители стараются не покидать авто без присмотра. Те, кому позволяет кошелек, заказывает еду с доставкой у частников. Работает и автолавка РАЙПО.

Опять же, с пониманием относятся на ближайших заправках. Кто поближе, могут позволить горячий кофе в мягком кресле рядом с розеткой. Меню формируют с учетом национальных традиций, рассказывает хозяйка. Вообще, кафе – наверное, единственное место, где можно отвести душу в недельных ожиданиях. 

Многие приходят в кафе и в туалет, и за водой. А кто-то просто пообщаться с родственниками по телефону, пользуясь вай-фаем. Владельцы входят в положение, не запрещают и плату не берут. 

Мы попытались узнать у литовских служб, в чем причина такой сонной работы. Но пограничники и таможенники с той стороны не спешили с ответом и начинали паркетный пинг-понг.

Пока водители коротают время на границе, в офисах грузоперевозчиков подсчитывают убытки. Каждый день простоя – «живые» деньги. 

Екатерина Станкевич, председатель ассоциации профессиональных перевозчиков: «Убытки в день простоя, особенно в декабре, когда идут большие фрахты и оканчиваются контракты, он будет составлять от 500 Евро в день. Это день простоя. Туда просто берут садистов. Он будет издеваться, он будет кидать в тебя документами. Хотя это тоже их деньги и за таможенные оформления».

Пока за кордоном высокопарно размышляют о демократии и правах человека, здесь прямо у порога «колыбели гуманизма» люди разных национальностей (не беженцы и с документами), видят и понимают цену этих слов. 

Подписывайтесь на нас в Telegram