Сегодня белорусское пиво варится из отечественного солода. Александр Злобин получил задание пройти путь от делянки с колосьями нового сорта до освежающей в жару кружки хмельного напитка.

В августе белорусские поля приобретают особый колорит. На одних полях вереницей идут комбайны, на других полях урожай убран, цилиндры свёрнутой соломы ждут отправки в хранилища. А где-то поле уже вспахано и пахнет свежей землёй. Но наш следующий сюжет не о льне или пшенице, а об особой зерновой культуре – пивоваренном ячмене. До недавних пор большого внимания на него не обращали. Однако сейчас в стране успешно работают и предприятие по производству солода, и несколько пивоваренных компаний. Прежде переработчики были вынуждены работать на импортном сырье, теряя прибыль. Но сегодня белорусское пиво варится из отечественного солода. Александр Злобин получил задание пройти путь от делянки с колосьями нового сорта до освежающей в жару кружки хмельного напитка.

Здесь рождается настоящее и качественное пиво. На делянках размером метр на три (а их в центре по земледелию сотни) идёт жёсткая борьба за выживание. Чтобы в будущем стать хозяевами полей, селекционные сорта ячменя должны показать всё, на что способны. Важны и форма, и содержание.

Получить путёвку в жизнь непросто, для этого новому сорту надо пройти долгий путь. 10 лет уходит на его создание, три года – на испытание, ещё три года – на регистрацию. Селекционер Александр Зубкович демонстрирует новинку. Сорт «Аванс» в этом году включён в государственный реестр, и у него, говорит, будет большое будущее.

Попасть в госреестр – это только полдела. Важно заслужить любовь и уважение аграриев. И здесь также есть острая конкуренция между отечественным и импортным. Сторонники нашего доказывают, что локальные сорта более приспособлены к местному климату, лучше противостоят заболеваниям. Не меньше доводов и у тех, кто предпочитает заграничное. Урожай, как правило, богаче, а в зёрнах содержится больше экстрактивных веществ (это ключевой показатель в пивоварении). Пока на полях ничья – половина площадей за белорусскими сортами, столько же за проверенными зарубежными.

Владимир Щербацевич, директор сельхозпредприятия «Крошин» (Барановичский район): «Видите, зерно красивое, жёлтенькое, золотистое. Переливается. Оно не должно быть тёмным. Это очень важно». 

Вечер тёплый, росы нет, а значит, и жатву можно вести даже в сумерках под лучами прожекторов. В хозяйстве «Крошин» пивоваренный ячмень выращивают давно, уверенно заявляя, что делают это мастерски. Главный секрет – энтузиазм, которым проникнуты не только руководитель и агрономы, но и механизаторы. А культура непростая – требует особого подхода. Даже урожайность – это критерий очень относительный. Не пожалеешь удобрений – получишь много центнеров с гектара. Но всё дело можно испортить. Белок будет зашкаливать –  такое зерно в переработку уже не возьмут.

Владимир Щербацевич, директор сельхозпредприятия «Крошин» (Барановичский район): «На некоторых участках, хотя мы и говорим, что не даём много азота, чтобы не перекормить, мы имеем до 90 центнеров. Это прелесть. Если правильно работать, то выручка хорошая».

За качественное сырьё готовы хорошо заплатить – такова политика предприятия «Белсолод». Именно здесь ячмень перерабатывают в пивной ингредиент. Сначала зерно замачивают. В воде оно набухает, набирает вес и прорастает. Затем идёт высушивание. Такое «джакузи» для зерновых и есть превращение в солод. Как будто просто, но в промышленных масштабах этим занимается крупное предприятие. До 2010 года в Иваново выпускали 65 тысяч тонн солода, после модернизации мощность удвоили при старых энергозатратах.

Недавно запустили ещё и новый цех по выпуску карамельного и жжёного солода, из которого готовят тёмное и крафтовое пиво. Весь ячмень сегодня поступает с белорусских полей.

Ещё 10 лет назад на «Белсолоде» думали не столько о развитии, сколько о выживании. Главной проблемой было отсутствие собственного сырья, хотя давно известно правило: солодовня должна стоять на зерне. Но в советские годы мыслили другими масштабами и оперировали другими расстояниями – ячмень доставляли из украинских житниц. В нулевые приходилось возить зерно из-за океана (Бразилии, Аргентины, США).

Волевое решение Александра Лукашенко в 2007 году: самим заниматься ячменём, серьёзно и по технологии. Учёные определили сырьевые зоны с благоприятным климатом, а аграрии – список предприятий, где способны вырастить качественное зерно.

И если в 2006 году было заготовлено лишь 62 тысячи тонн пивоваренного ячменя, то в следующем – втрое больше. В этом году, по оценке специалистов, зерна будет вдоволь.

Александр Колошук, заместитель генерального директора предприятия «Белсолод»: «Благодаря технологии, оптимизации зон, благодаря поручению Главы государства, который заставил уделить внимание этой культуре (а она государственная, потому что идёт на экспорт), благодаря тому, что был доведён государственный заказ, предприятие последние 10 лет обеспечено отечественным сырьём».

Госзаказ и сегодня является важнейшим условием работы предприятия. При исполнении прямых договоров поставщики могут и подвести – спрос за это невелик. Заказ государства – это совсем другая ответственность и дисциплина. Но работает инструмент только для внутренних потребностей, а это половина мощностей предприятия. Сырьё для экспортных продаж приходится искать самостоятельно.

Сергей Горбацевич, генеральный директор предприятия «Белсолод»: «Получается нонсенс. Если в Европе сложно найти покупателя, который заплатит деньги и возьмёт продукцию, то у нас покупатель бегает и кричит, что заплатит. В этом году государство определило очень хорошую цену для ячменя. Такой цены давно не было».

Директор предприятия на днях вернулся из Казахстана с контрактом более чем на два миллиона долларов. В портфеле есть сразу несколько договоров на поставку шести тысяч тонн солода. Этот успех теперь надо развить поиском достойного зерна.

Средняя Азия – растущий и перспективный рынок. Например, вот как о белорусском солоде отзываются на самом крупном пивном заводе Душанбе.

Тахмина Курбанова, главный технолог пивного завода (Таджикистан): «Мы работали на российском, немецком солоде, казахский был. Когда стали работать с «Белсолодом», объём продаж увеличился. Это говорит о качестве. И за три дня отгружают – проблем с поставками нет».

Любой пивовар подтвердит, что вкус пива на 80% зависит от качества его ингредиентов, остальное – от фантазии и квалификации того, кто его варит. Белорусский солод, отмечают на минской «Кринице», позволяет поддерживать качество традиционных сортов пива и придумывать новые.

Николай Царюк, главный пивовар пивоваренной компании «Криница»: «Он не сковывает, а даёт простор для творчества, даёт хороший продукт, массовый, к которому привыкли наши клиенты. Белорусский солод позволяет выпускать пиво с постоянным качеством».

Кстати, о вопросе Президента десятилетней давности: отдать пивные заводы иностранцам или развивать самим? Тогда был выбран компромисс. «Криница» осталась государственной, на другие предприятия пришли корпорации – нидерландская Heineken, датская Carlsberg, финская Olvi. Но правила работы инвесторов в Беларуси не были чётко прописаны. В результате началась война за рынок. Вместо разработки и продвижения местных сортов пива корпорации наращивали импорт, стараясь разорить конкурентов.

Пиво дешевело, но отрасль, генерируя убытки, загибалась. В апреле 2014 года Александр Лукашенко созвал ещё одно совещание, чтобы навести порядок и более чётко определить цели и задачи для каждого участника. Рынок должен быть цивилизованным, а не диким.

Александр Забелло, председатель концерна «Белгоспищепром»: «Ключевые моменты: развивать собственное производство в Беларуси, максимально использовать отечественное сырьё, создать новые продукты. В принципе, эти направления получаются. Многое сделано. В результате мы имеем сегодня высокую долю отечественной продукции в употреблении пивного напитка – 84%».

Сделали ставку на своё. Не прогадали – именно так можно охарактеризовать стратегию развития пивоваренной отрасли. Да, сначала не всё получалось. Пенный напиток зачастую варили из импортных хмеля и солода. Возможно, так и проще. Но эффективнее ли? Нет. Это всё равно что делать мебель из заграничной древесины, когда рядом свой лес. Парадокс очевиден. Так и здесь. Чтобы пиво получилось действительно своим, пришлось пройти долгий путь: подтянуть селекцию, технологию выращивания ячменя и его переработку в солод, а также осовременить производство самого напитка. Сегодня на прилавках представлена вся радуга пивных вкусов.

При удачной жатве и богатом урожае аграрии с облегчением и гордостью подводят итог: будем с хлебом! Пивовары готовы дополнить: будет в этом году и чем жажду утолить. 

Подробности –  в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram