Во Франции начался суд по делу о нападении на редакцию «Шарли Эбдо» в 2015 году

Во Франции сегодня начался процесс, который уже называют судом года. Сразу 14 человек  подозревают в помощи радикальным исламистам, которые совершили печально известную атаку на редакцию журнала «Шарли Эбдо». 7 января 2015 года двое вооружённых людей ворвались в редакцию и  расстреляли из автоматов 12 человек, еще 11 получили ранения. С этой атаки во Франции началась серия кровавых терактов, в результате которых погибли и пострадали сотни людей. На протяжении двух лет в стране действовал режим чрезвычайной ситуации. И вот – первый суд. Тем временем редколлегия «Шарли Эбдо» решила вновь опубликовать свои провокационные карикатуры. 

Французские лавки пестрят утренним газетами, где главная тема этих дней – суд над людьми, которых считают пособниками террористов. Редакция журнала «Шарли Эбдо» в этот день решила перепечатать те самые рисунки, которые, как считается, и спровоцировали волну террористических атак.  На обложке выпуска 12 карикатур – именно столько человек погибли в результате нападения на редакцию.  

Ни французское, ни международное сообщество по-прежнему не имеет однозначного ответа на вопрос: где грань между вседозволенностью и свободой слова? Но меры безопасности в парижском суде, где начинается заседание, усилены многократно. Впервые процесс по обвинению в пособничестве террористам будет фиксироваться на видео и помещён в архив, доступ к которому откроют только через 50 лет. 

Всё произошло 5 лет назад. 7 января 2015 года двое братьев – Саид и Шериф Куаши, граждане Франции алжирского происхождения, – вооружённые до зубов, ворвались в редакцию журнала «Шарли Эбдо» прямо на редакционную летучку и открыли стрельбу.  12 человек – главный редактор и самые известные карикатуристы страны – были убиты на месте, ещё 11 сотрудников были ранены и спаслись только чудом. На улице нападающие вступили в бой с полицейскими и сумели скрыться, убив двоих стражей порядка. Их ликвидировали лишь спустя двое суток при штурме квартиры, где они укрывались. За эти два дня ещё два нападения совершил их сообщник, убив полицейского и захватив заложников в магазине под Парижем. Он успел расстрелять четверых из них, прежде чем спецназ приступил к штурму и ликвидировал нападающего. 

«Я – Шарли», «Мы все – Шарли» – эти лозунги стали символом протеста и Франции, и международной общественности против террора. На «Марше мира и единства» к президенту Франции Франсуа Олланду присоединились лидеры сорока государств, на парижские улицы вышло несколько миллионов человек. Впрочем, ситуацию это не охладило. Нападение на редакцию через некоторое время спровоцировало серию кровавых терактов  в Брюсселе, Ницце и самом Париже – взрывы на «Стад Де Франс», атаки на кафе и бары с расстрелами и подрывами посетителей, кровавая бойня в парижском клубе «Батаклан», где погибли 90 человек. Два года в стране действовал режим чрезвычайной ситуации. Пять лет следователи вели дело о нападении на  редакцию сатирического журнала. Около 200 человек являются истцами – это выжившие, раненые и родственники погибших.  

Гала Рено, жена погибшего журналиста Мишеля Рено: «Много эмоций, конечно. Это только начало, но вы уже чувствуете напряжение. Я очень хочу увидеть, как они выглядят. На первый взгляд,  как обычные люди, но я просто хочу, чтобы они ответили на вопросы, которые им зададут, чтобы они объяснили, каковы были их мотивы и, конечно же, почему были убиты невинные люди?»

Отчасти на этот вопрос сегодня ответил президент Франции. Эммануэль Макарон находится с визитом в Ливане, где пытается повлиять на политический кризис. Находясь в мусульманской стране, он напоминает всему миру: во Франции, начиная с Третьей Республики, есть право на богохульство. 

Эммануэль Макарон, президент Франции: «Я считаю, что президент Франции не должен критиковать выбор редакции. Потому что у нас существует свобода прессы, которую вы все искренне поддерживаете. Во Франции существует и свобода богохульства. Она тесно связана со свободой совести. Я со своей стороны готов защищать все эти свободы».

Тем временем на информационных лентах появились комментарии главного редактора «Шарли Эбдо» с ответом на вопрос: зачем снова публиковать скандальные карикатуры – «Не для того, чтобы злить мусульман, а чтобы показать, как за пять лет деградировала свобода слова». Слушания будут длиться 10 недель. История «Шарли» – это 170 томов уголовного дела.

Кто-то помогал найти оружие, кто-то автомобиль – трое из 14 обвиняемых в пособничестве по-прежнему находятся в розыске. Следствие не исключает, что они бежали в  одну из горячих точек и их уже нет в живых. Остальным грозит наказание вплоть до пожизненного заключения.

 

 

 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
География:
Франция