Перспективы развития отечественного тракторостроения обсудили на совещании у Президента

Отрасль имеет огромное значение для страны.

Развитие отечественного тракторостроения затрагивает интересы не только промышленников и аграриев, но и всего государства. Об этом сегодня заявил Президент на совещании, где обсуждалась программа сельскохозяйственного машиностроения. После обсуждения решено расширить линейку техники, предназначенную как для экспорта, так и для внутреннего рынка. Кроме того, в Беларуси намерены освоить и совершенно новый вид тракторов, которые лучше всего проявляют себя в условиях бездорожья.

Потенциальный флагман МТЗ «Беларус-4522» внешне похож на симбиоз трактора и болида Формулы-1. Под капотом находится турбированный 6-цилиндровый двигатель мощностью 450 лошадиных сил. Силач среди колёсных тракторов предназначен для энергоёмких сельхозработ. Аналогов в мире – единицы.

Главный конструктор холдинга просит не торопиться с сенсационными новостями – трактор пока в стадии полевых испытаний, проходит сертификацию. Серийное производство ещё впереди.

Андрей Стасилевич, генеральный конструктор Минского тракторного завода: «Увеличение мощности – это глобальная тенденция. Повысить производительность труда, применить более широкозахватные агрегаты. Требуется большая мощность двигателя, мощная трансмиссия, развитая гидравлика».

Развита у МТЗ и линейка недорогой техники. Такая, к примеру, идёт на перспективный азиатский рынок, где цена – это доминирующий фактор. За 71 год с конвейера Минского тракторного сошли без малого четыре миллиона машин.

И если в 90-е собирали лишь четыре модели, то сегодня делают 100. 95% тружеников полей в стране – отечественного производства, в соседней России также солидная доля рынка – 78%. Завоёванные «три четверти» удержали, несмотря на кризис. Да и в планетарном масштабе почти каждый десятый трактор имеет на бортах надпись «Сделано в Беларуси». Рисовые поля Вьетнама, казахстанские степи и кавказские высокогорья – стального «Беларуса» можно встретить в 65 странах.

Президенту представили стратегию развития тракторостроения: обновление конвейеров, внедрение систем точного земледелия и современных финансовых инструментов. Без удобных кредитов и рассрочек борьбу за покупателя не выиграть. Но главное – разработка новых моделей, заточенных под конкретные рынки и регионы. Ключевая тенденция – повышение мощности.

Однако МТЗ вскоре может потерять тракторную монополию в стране. Хорошо или плохо – серьёзная тема для обсуждения. Свою программу развития разработал «Амкодор».

Стратегия «Амкодора» предполагает не только расширение модельного ряда погрузчиков и увеличение выпуска (именно благодаря этой технике холдинг заработал себе имя и авторитет), но и расширение бизнеса за счёт совершенно новой продукции. Речь идёт о тракторах. Здесь используется шарнирно-сочленённая конструкция – такая стоит в профильной технике «Амкодора» (в тех же погрузчиках и форвардерах для лесозаготовки). В линейке МТЗ её нет.

«Амкодор» и Минский тракторный завод – эти прямые конкуренты, которые будут мешать друг другу на внешних рынках, развернут борьбу за специалистов внутри страны? Или союзники и партнёры, которые совместно смогут укрепить позиции Беларуси в сегменте сельскохозяйственного машиностроения? Это главная интрига сегодняшнего совещания во Дворце Независимости.

Диалог правительства, руководителей государственного и частного холдингов должен расставить точки над «i».

После полутора часов разговора решено было разработку модели продолжить и быстрее пустить её в серию. «Амкодору» и МТЗ предстоит научиться работать в связке. Кстати, и главный конструктор Минского тракторного конкурента в «Амкодоре» не видит.

Андрей Стасилевич, генеральный конструктор Минского тракторного завода: «Это немножко другой класс трактора. Он отличается. У него все колёса одинаковые, у него кабина расположена посередине. Это просто ещё одна из ниш, которая позволяет нам шире предложение сделать потребителю. Здесь мы не конкурируем, а просто расширяем сферу применения».

Чем именно помогать друг другу? Делиться производственными мощностями, конструкторским опытом, товаропроводящими сетями, а возможно, и торговыми марками? Предложения по форме и глубине кооперации руководители предприятий должны представить к 1 сентября. 

Подробности –  в видеосюжете 

Подписывайтесь на нас в Telegram