Говорят, в космосе нет конкуренции. А вот на земле… За право принять конгресс боролись несколько стран. В итоге Беларусь одобрили единогласно.
И кто бы вы думали, отстаивал наши интересы? Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского союза Владимир Ковалёнок. Трижды побывав там наверху, он как никто другой знает, что такое, когда тянет на родину. Ольга Осадчая попробовала дотянуться до звезды.
На минском форуме космических масштабов он является одним из трёх белорусов, дотянувшихся до звёзд! А между встречами и заседаниями Владимир Ковалёнок собрал свой международный экипаж, чтобы вывезти товарищей по невесомости на орбиту родной Крупщины!
А пока трижды побывавший в космосе совершает свой очередной подъём, второклашки не могут приземлиться за парту, зная, что совсем рядом настоящий космонавт! Это ж какая должна быть классная работа, когда за спиной уже мириады звёзд.
Да и как не мечтать вписать своё имя в историю высокого полёта, когда за соседней партой почти космическое сходство?
О том, как на лень и многие трудности смотрели свысока, ученикам Крупской гимназии рассказал и Владимир Ковалёнок, и Александр Иванченков. В 1978 они скафандр к скафандру провели в космосе 140 суток. А вот первый польский космонавт Мирослав Гермашевский в качестве исследователя в гости на орбиту подлетал буквально на недельку.
Казалось, только достучались до звёздных гостей, но часы у космонавтов – земные. И, сфотографировавшись, он по привычке скажет: поехали!
А на крылечке школы в Хотюхово тогда ещё Вова Ковалёнок мечтательно смотрел на звёзды, уже, кажется, зная, что он, парень из деревни под Крупками, непременно достигнет заоблачных высот. Только сегодня жизнь напомнит: виток – это не только о космосе. За этой партой слушал первые уроки, теперь же – присел отдохнуть. Возраст. А пока идёт экскурсия в музее имени отца, дети Ковалёнка с удивлением рассматривают вот этот экспонат.
Один из пионеров советской космонавтики всегда говорил, что не бросит Землю. Родную землю. Тем более, теперь есть лишний повод о корнях не забывать.
Космонавт родился в деревушке Белое, недалеко от Крупок. На этих кадрах 40-летней выдержки мама и бабушка Ковалёнка рассказывают, как отреагировали на новость о первом полёте сына и внука.
Анфиса Ивановна замужем за дядей Ковалёнка. Вспоминает: звёздный родственник ещё и не вернулся из первого полёта, а село уже преобразили так, что просто космос!
В родной деревне его ждут будто с орбиты. Дочь Инесса, обнимая дядю, не сдерживает земных эмоций.
Здесь сохранилась любимая папина слива, яблоня, которую космонавт посадил ещё в конце сороковых. Но потчует плодами уже другой – Владимир Ковалёнок. Сын, знающий какое оно на вкус – воспитание, когда отец в межгалактической командировке.
А вот с родной землёй Владимир Ковалёнок не расставался буквально. Даже на борт космического корабля вместо всех талисманов брал горсть из Хатыни, а однажды даже передал телеграмму космическим курьером.
Александр Иванченков, лётчик-космонавт: «Когда к нам прилетал второй белорус, Пётр Климук, Ковалёнок написал письмо своей маме и обязал его строго, чтобы, как вернулся на Землю, передал письмо в деревню Белое. Тот обещание выполнил».
Он стал вторым, после Петра Климука, белорусом, побывавшим в космосе, и в общей сложности больше семи месяцев провёл на орбите. Но откровенничает: он и сегодня – словно на седьмом небе.
Во время второго полёта Ковалёнка был установлен рекорд продолжительности космической экспедиции. Но тянет генерал-полковника туда, где пусть и нет высоких технологий, зато на всех делились одной шапкой и единственным пиджаком, которому было ещё очень далеко до звёзд.
Подписывайтесь на нас в Telegram