Владимир Катрюк: палач Хатыни, не понесший наказания

Владимир Катрюк – один из тех, кто имел непосредственное отношение к трагедии сожженной деревни. Это бывший сотрудник печально известного немецко-украинского 118-го батальона охранной полиции. Он умер несколько лет назад в Канаде. Но это вовсе не значит, что следы его преступлений, как и других карателей и убийц, канут в Лету. Белорусская Генпрокуратура намерена «обнажить» все бесчеловечные факты геноцида нашего народа в годы Великой Отечественной. 

Пожилой мужчина на этих кадрах – некто Владимир Катрюк. Видео старое. Пенсионер, говорящий исключительно по-украински и на английском, занимается пчеловодством. Журналисты приехали спросить, что пасечник ответит Международному центру поиска нацистских преступников, который включил его в десятку самых разыскиваемых.

Катрюк прожил долгую жизнь за границей, не распространяясь, чем занимался в молодости. Канада, где проживает большая украинская диаспора, тогда не выдала его российскому правосудию, и он мирно умер в провинции Квебек в возрасте 93 лет. Палач Хатыни не понес никакого наказания.

Иосиф Каминский – единственный из взрослых, кому удалось выжить. 56-летний местный кузнец потерял всех близких. В огне и от пуль карателей – а это 118-й шуцманшафт-батальон, укомплектованный украинцами, – погибли 149 человек. Среди них 75 детей младше 16-ти лет. Уроженца Черновицкой области нациста Катрюка – палача Хатыни – в Беларуси никто не забывал. И многие годы пытались добиться его выдачи.

Валерий Семенов допрашивал свидетелей преступлений Катрюка в 1980-е. Кто-то – его подельники еще отбывали наказание. А Васюра, еще один хатынский палач, впоследствии был расстрелян.

Валерий Семенов: «Каждый сам себя отбеливал. Говорил, что не участвовал. А в частности про Катрюка говорили, что он принял самое непосредственное участие. Их батальон был в Плещеницах, они выезжали в деревни и уничтожали мирных жителей, грабили. В частности, свидетели говорили, что Катрюк этот, в отношении которого надо было собрать свидетельские показания, он был самым активным участником этих операций. Расстреливал людей, детей, стариков, грабили, угоняли скот. Последняя операция была в Хатыни».

В 1944-м Катрюк дезертировал из карательного батальона. Ему удалось присоединиться к французскому движению сопротивления. Воевал уже с немцами. Был ранен и лечился в американском госпитале. По фальшивым документам остался после войны во Франции, а в 1951-м переехал в Канаду. На рубеже веков едва не лишился гражданства – местный суд слушал дело о том, что в страну Катрюк переехал под чужим именем. Нацист Катрюк – именно нацист, а никак иначе. Вот как его характеризовали подельники.

Загубленных жизней на совести Катрюка немало. Сколько точно – неизвестно. Не только Хатынь.

Владимир Катрюк не только не понес наказания. На Родине, в городе Черновцы, он – почетный гражданин. Мы направили запрос в городской совет, но ответа нет.

Сколько таких могил еще на территории нашей страны? Одна, две, двести? Вопрос в другом, кто это сделал? Установление участников геноцида белорусского народа – вопрос исторической справедливости.

Люди должны помнить, что сделал Катрюк и другие нацистские преступники. Многие из них до сих пор живы.

Генеральная прокуратура смогла установить 400 имен. Эти люди проживают за границей и пользуются защитой своих стран. Направлено 60 запросов об оказании правовой помощи. В Канаду, США, Великобританию, Аргентину, Бразилию, Австралию, Литву, Латвию и другие страны. Балтийские государства отказали сразу же. С мотивировкой, что ответ может нанести вред их национальным интересам.

Отказали те страны, где в современной истории проходят марши неонацистов и оставшихся в живых карателях. А правда – идет вразрез с национальными интересами.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Алексей Кряквин
География:
Беларусь