Визит Макея в Швейцарию: с кем провел встречи глава МИД и каковы результаты переговоров?

Визит Макея в Швейцарию: с кем провел встречи глава МИД и каковы результаты переговоров?

На этой неделе губернатор штата Флорида подписал закон, ужесточающий наказание за массовые беспорядки, а также за призывы и подстрекательство к протестам. Как вы думаете, выразят ли Белый дом, американский Сенат или госдепартамент озабоченность тем, что протестующих жителей Флориды теперь можно законно давить автомобилями? Примут ли осуждающие резолюции Европейский парламент или ПАСЕ? Скажут ли что-нибудь правозащитники? Ответим – ничего не скажут и ничего не примут. Не заметят. В современной мировой политике принцип двойных стандартов стал, к сожалению, явлением привычным. Вот нападать на Россию, критиковать Беларусь, вводить санкции – это нормально. Бывает, даже нужно, чтобы, например, создать очередной информационный повод. Как на это реагировать, что отвечать на санкции, вводить ли ответные меры, например, закрытием белорусских посольств в западных странах? На эти вопросы в интервью телеканалу ОНТ ответил министр иностранных дел. Владимир Макей в начале недели посетил с визитом Швейцарию. В Женеве располагаются штаб-квартиры многих международных организаций, в том числе ООН. Два дня переговоров, темы встреч – от борьбы с пандемией до прав человека.

Насколько известно, результатами визита белорусский МИД остался доволен.


Во-первых, все запланированные встречи состоялись, и состоялись очно, никто из представителей принимающей стороны не заболел, не перенёс переговоры, не изменил их формат, что в нынешних, коронавирусных, условиях в Европе можно назвать удачей. Во-вторых, это, конечно, содержание – не просто дань протоколу и фотографии на память, а всё-таки конкретика.

Во Всемирной организации здравоохранения это предметный разговор с главой ВОЗа, который видит в Беларуси потенциального партнёра программы глобального вакцинирования Covax и выражает готовность поддерживать Беларусь в разработке собственной вакцины. В штаб-квартире Красного Креста – разговор о продолжении сотрудничества по всем направлениям, во Всемирной организации интеллектуальной собственности – подписание очередного соглашения, которое даст ещё больше возможностей белорусским компаниям для работы на мировых рынках и привлечению инвесторов. В ВТО – подтверждение стратегии присоединения ко Всемирной торговой организации, на сессии Европейской экономической комиссии ООН, где Беларусь председательствует, план действий по переходу к циркулярной экономике, в основе которой оптимизация потребления, производства и возобновления ресурсов, и в финале – встреча с главой штаб-квартиры ООН в Европе Татьяной Валовой, которая высоко оценила работу белорусской делегации.

Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь: «В целом, я бы хотел отметить четкую и однозначную нацеленность всех партнеров на продолжение тесного взаимодействия с нашей страной на всех международных площадках».

Конечно, встреча с влиятельными чиновниками международных организаций – это не только перспективы совместной работы, это возможность прямого обмена актуальной информацией. Что происходит в Беларуси, как оценивают текущие процессы белорусские власти, какова степень зарубежного влияния – всё это темы переговоров с Верховным комиссаром ООН по правам человека. Не секрет, что именно эта категория – права человека – в современных международных отношениях стала едва ли не главным инструментом внешнего давления, поводом для введения санкций. Владимир Макей в очередной раз обозначает официальную позицию в ответ на недружественные шаги.

Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь: «Естественно, это элемент политического давления, это попытка через это давление изменить ситуацию в Беларуси, попытка заставить власти Беларуси действовать в том направлении, в котором это было бы желательно для наших западных партнеров. Должен их разуверить в этом, эта попытка будет абсолютно безуспешной. Власти Беларуси намерены предпринять всё, чтобы минимизировать последствия санкций, и в правительстве эти вопросы обсуждаются и прорабатываются. Ну а наши партнеры должны чётко понимать, что с помощью санкций и революций или улиц они никогда не достигнут тех целей, якобы “благородных”, о которых они говорят, это и установление демократий, и демократической власти, о которой они говорят и тому подобное, всё будет с точностью до наоборот. Все их попытки приведут лишь к тому, что власти вынуждены будут предпринять в ответ определённые меры, которые будут носить жесткий характер».

Кроме экономических санкций, оппоненты активно задействуют и политические рычаги, напоминает глава белорусского МИДа. К примеру, принятие громких резолюций, как в случае с Парламентской ассамблеей Совета Европы. Беларусь не является членом ПАСЕ, может вообще не реагировать на критику со стороны участников этой организации, хотя из Страсбурга звучат громкие осуждающие заявления, создаётся соответствующий информационный фон, практически не слышно тех, кто не поддерживает антибелорусские резолюции.  

Камаль Джафаров, член делегации ПАСЕ (Азербайджан): «Что касается докладов, которые были представлены в ПАСЕ, я и наша делегация, к примеру, голосовали против резолюций по Беларуси, потому что мы видим одну и ту же проблему, которая существует в Парламентской ассамблее. Очень часто докладчики выносят на обсуждение факты, которые в нынешних условиях уже не актуальны, так часто происходит с Азербайджаном, например. Очень многие доклады содержат выводы и позиции только одной стороны, именно поэтому мы не можем поддерживать такие документы».

Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь: «Мы готовы к тому, чтобы иметь нормальные отношения со всеми партнёрами, в том числе и представителями коллективного Запада, но если кто-то не хочет этого, значит, мы вынуждены искать более надёжных партнёров в других регионах. Россия остаётся нашим основным союзником и партнёром, и даже если мы говорим о многовекторности, это не значит, что мы отходим от многовекторности и стараемся перебежать на другое направление. Нет. Российский вектор являлся, является и будет являться всегда основным, но мы заинтересованы в том, чтобы особенно этот сложный период, когда на нас пытаются оказать рестриктивное давление другие государства, будем искать более надёжных партнёров в других странах, которые тоже имеют вес на мировой арене».

В этом контексте министр комментирует возможные решения переформатирования дипломатического присутствия Беларуси в странах, которые проводят сегодня деструктивную политику в отношении официального Минска. 

Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь: «Сокращаем мы посольства там, где не выгодно держать посольства в силу малого товарооборота, низкого экспорта в ту или иную страну, поэтому мы в нескольких странах сократим наши посольства, но это не касается европейских стран, Украины. Мы понимаем, что, однажды закрыв то или иное загранучреждение, сложнее его будет открыть, поэтому мы будем продолжать взаимодействия со всеми государствами. Но, конечно, будем смотреть на то, как к нам относятся. И если будут нюансы, которые не позволят нам осуществлять дипломатическое присутствие в той или иной стране, то будем принимать соответствующие решения».

Из этих же принципов белорусский МИД исходит, выдавая аккредитации и разрешения на работу зарубежным дипломатам. Текущий пример – назначенный посол США в Беларуси Джулия Фишер, которая пока находится в Вильнюсе, а не в Минске.  

Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь: «Мы готовы принять американского посла в любое время, но мы хотим иметь четкую и понятную перспективу нашего дальнейшего взаимодействия по всем направлениям с нашими американскими партнерами, мы заинтересованы в нормальных равноправных отношениях с США во всех сферах и областях. Но мы не приемлем определенные методы попытки оказать давление на Беларусь, неважно от кого бы они не исходили, и здесь события последних дней действительно заставляют еще раз повторно проанализировать состояние наших отношений с этой крупнейшей державой мира и посмотреть, что стоит за попыткой организации государственного переворота Беларуси, как об этом было сказано, по линии спецслужб. Конечно, сейчас соответствующие структуры будут заниматься этими вопросами. МИД понятно, что отреагирует соответствующим образом на данную ситуацию. Но мы хотели бы тщательно изучить все аспекты для того, чтобы аргументированно и взвешенно дать соответствующую оценку. Понятно, для того чтобы приехать в Беларусь, любому гражданину требуется виза. Поэтому мы хотели бы иметь полную ясность, в каком статусе госпожа назначенный Посол намерена работать в Беларуси, если она собирается приехать и делать заявления о нелегитимности режима, то какой смысл тогда делать это. Я думаю, что в таком случае она будет сидеть в посольстве и ничего не делать и не сможет эффективно работать, в том числе и по установлению прямых контактов между структурами Беларуси и США».

Вот другой пример. Швейцария. Страна не входит в ЕС, но поддерживает общеевропейскую внешнюю политику и при этом ведёт открытой диалог даже по острым вопросам. Во время визита Владимир Макей провёл встречу со своим визави – министром иностранных дел этой страны Иньяцио Кассисом. Кассис не только глава МИДа, он ещё и вице-президент Швейцарии и вообще политик, который в своё время лично вывел отношения Минска и Берна на новый уровень. Поэтому и сегодня в условиях, когда отношения Беларуси и объединённого Запада переживают не лучшие времена, политики, которые готовы решать вопросы, находят для этого и время, и нужные слова.

Один из главных посылов, который министр иностранных дел продемонстрировал на проведённых встречах, – это то, что даже в сегодняшних непростых условиях белорусская внешняя политика не претерпевает колебаний и резких изменений – не сворачивается многовекторность и желание выстраивать взаимовыгодные отношения даже с самыми грозными оппонентами, не меняются стратегические союзники, как и прежде, при этом категорически не принимается внешнее давление. Последовательность – это ценное внешнеполитическое качество. 

Подписывайтесь на нас в Telegram