Индия. Уникальная азиатская страна с населением в миллиард 313 миллионов человек. Этот ресурс делает её одновременно и одной из самых богатых (четвёртый в мире ВВП) и одной из самых бедных стран мира (128-е место по доходам на душу населения). Четверть века назад Индия стала меняться. Она открыла свой рынок и уменьшила контроль в сфере экономики. В результате средний рост годового ВВП за эти годы составил более 7%. Неудивительно, что Президент Беларуси совершает в эту страну уже третий официальный визит. Перспективы взаимного сотрудничества впечатляют и, по мнению Александра Злобина, очень важно, что и Минск и Нью-Дели открыты для перемен, открыты для новой экономики.
«Копай, мальчик!» – английская команда «Dig, boy!» то и дело звучала на севере индийского штата Ассам, когда в конце XIX века здесь нашли месторождение нефти. Обнаружили случайно – ноги слонов покрылись чёрной грязью. Животные в то время были основной тягловой силой, а кирки и лопаты – главным рабочим инструментом. Месторождение «Дигбой» стало первым в Азии и долгое время считалось самым богатым в Индии. Пока 1991 году не истощилось. Думали, навсегда, но белорусские специалисты провели собственный анализ. Вывод – недра ещё богаты «чёрным золотом». И у «Белоруснефти» есть предложение по их возрождению. Переговоры об этом ведутся, а объединение открыло в Индии своё представительство.
Лаврентий Сопот, начальник отдела администрирования производственного объединения «Белоруснефть»: «Запасы есть. Накопленная добыча составляет 3,3 миллиона метров кубических. “Белоруснефть” считает, что это выгодно, прежде всего, для Индии. Правительство поставило колоссальную задачу сократить импорт нефти на 10 процентов к 2022 году».
Колоссальность задачи заключается даже не в процентах, а в условиях: экономика Индии набирает обороты и в последние годы считается самой быстрорастущей.
Темпы – плюс 7-8% ВВП ежегодно. Объёмы – третья экономика мира после США и Китая. Впрочем, если выбирать сегодня страну контрастов, то это будет именно Индия, которая сочетает в себе инновации и архаику.
Заклинатели змей у подножия небоскрёбов, коровы у обочин хайвеев. Здесь чтят традиционную медицину, но освоили самые высокотехнологичные операции. Уважают принципы ненасилия Махатмы Ганди, но располагают атомным оружием и огромной армией (в рейтинге боеспособности она на четвёртом месте в мире).
На дорогах плотный трафик, светофоры – редкость, но и аварий почти нет – в стране, где смешались 325 языков, водители научились общаться с помощью клаксонов.
Жёлто-зелёный тук-тук – простой, экономичный и маневренный транспорт уже несколько десятилетий хозяйничает на индийских дорогах. Но страна, которая получила независимость 1947 году, за это время прошла огромный путь в развитии. Оценить расстояние можно на примере. Символом страны на заре её суверенитета была обыкновенная прялка Махатмы Ганди, который призывал всех индийцев перейти на самообеспечение, не покупать британских товаров, самостоятельно шить одежду, делать обувь, чтобы возродить производство в стране. Современные символы Индии – это собственный проект атомной станции, мировой рекорд по количеству спутников, запущенных с одной ракеты (их было 104). Таковы амбиции и возможности современной Индии. Но привычка делать всё самим и дёшево у индийцев осталась.
Дёшево, но эффективно – ключевые черты этой индийской инновации в грузовом машиностроении. Конструктор Лалит Ванхид – автор нового концепта для перевозки тяжёлых сыпучих грузов: вместо подъёма прицепа гравий, руда или другой материал извлекаются конвейером. Просто и без риска перевернуть машину, к тому же, можно перевозить большие объёмы грузов. Но для воплощения идеи необходим соответствующий транспорт: доступный, но надёжный. Остановились на предложении Минского автозавода.
Лалит Ванхид, директор компании: «Для нашего полуприцепа мы искали оптимальный тягач – наиболее подходящим вариантом с точки зрения цены и качества стал МАЗ. Начало сотрудничества – это покупка пяти машин, затем 50, а в планах – открытие сборочного производства».
И для других машиностроителей – Гомсельмаша, БелАЗа, Минского тракторного – бизнес-форум в Дели оказался продуктивным и урожайным на контракты. В портфелях руководителей остались договоры на поставку техники и открытие совместных предприятий.
Пётр Пархомчик, генеральный директор Белорусского автомобильного завода: «Мы очень плотно работаем с одним из производителей. Они заинтересованы сделать шаг к производству тяжёлых карьерных самосвалов. Никаких технических преград для создания совместного предприятия нет».
Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Эот форум означает серьёзную перемену внешнеэкономической деятельности нашей страны – уход от простой торговли. И Индия тут, конечно, очень важный, можно сказать, стратегический партнёр. Мы сегодня можем говорить, что сумма подписанных контрактов превзойдёт один миллиард долларов. Это, конечно, беспрецедентно».
Эти примеры подтверждают: между странами всё больше нитей: культурных, образовательных, экономических. А также 25 лет не просто дипломатических отношений – четверть века дружбы. В политике это означает доверие на международных площадках и поддержку совместных проектов. Третий официальный визит Александра Лукашенко в Нью-Дели, по оценке экспертов, открыл новый этап отношений: дан зелёный свет для взаимных инвестиций, запуска новых предприятий, трансфера научных, образовательных разработок и технологий. Беларусь, как отметил Президент Беларуси, готова внести свой весомый вклад в бурное развитие Индии. Стремление взаимно – подтвердили руководители Индии президент Рам Натх Ковинд и премьер Нарендра Моди.
Нарендра Моди, премьер-министр Индии: «Мы будем работать и развивать наши экономические связи, будем строить их на основе взаимодополняемости. Наши компании должны выходить за рамки обычных экспортно-импортных операций в сторону кооперации и выстраивания более глубокого взаимодействия. Я вижу огромные возможности для бизнеса в таких сферах, как фармацевтика, нефть и газ, тяжёлая промышленность. В прошлом году мы создали несколько совместных предприятий в области фармацевтики и продолжаем развивать это направление. Но есть перспективы в производстве шин, агропромышленного оборудования и оборудования для горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства».
Глава правительства Нарендра Моди – автор и вдохновитель масштабных национальных программ, о которых в Индии говорят с экранов телевизоров, напоминают уличные билборды и на успех от их реализации рассчитывают многие из миллиарда 300 миллионов индийцев. Например, «Квалифицированная Индия» – проект, цель которого – обучить, научить и дать профессии пятистам миллионам молодых индийцев.
Центры профессиональной подготовки в провинциях откроет и Беларусь. Есть ещё программы «Делай в Индии», «Умные города», где для белорусов также найдётся место. Например, помочь упорядочить хаотичный городской трафик, обновить общественный транспорт, поделиться зелеными технологиями. Потому для делегации из Минска переговоры в Нью-Дели превратились в марафон. Серию деловых встреч провёл Александр Лукашенко с премьер-министром, президентом, вице-президентом и главой индийского МИДа.
Фармацевтика – Индия здесь признанный лидер, или по-санскитски – гуру отрасли. Беларусь же заслужила право перенять опыт: в Бешенковичах уже заработало производство инновационных лекарственных препаратов из индийских субстанций для лечения онкологических заболеваний. Внутри так называемые монокланальные антитела. Они действуют на конкретную клетку в организме. Получается та же химиотерапия, только более щадящая.
Специалисты говорят: чтобы работать в Индии, мало узнать о ней, эту страну надо прочувствовать, понять и полюбить. Тогда можно рассчитывать на успех. А первый шаг к этому – туризм. И здесь у стран появятся новые совместные проекты. С 1 января Беларусь запускает программу «India friendly» для привлечения уже индийских путешественников в сердце Европы.
Подписывайтесь на нас в Telegram