Выставка живописи Валерия Шкарубо открылась во Дворце Независимости в Минске

​Художник, что рисует тишину. «Задушевные» пейзажи Валерия Шкарубо представили в столице. Статусным вернисажем один из самых известных и признанных белорусских живописцев, по сути, открыл свой юбилейный год.

Художник, что рисует тишину. «Задушевные» пейзажи Валерия Шкарубо представили в столице. Статусным вернисажем один из самых известных и признанных белорусских живописцев, по сути, открыл свой юбилейный год.

Валерий Шкарубо, художник, заслуженный деятель искусств Беларуси«Я очень люблю пограничное состояние: уже не зима, но ещё не лето. Холодная охра, белила и, конечно, ультрамарин».

Ярко-синий цвет пейзажисты взяли из природы (минерал есть такой). А «ultra» с латыни значит «за пределами». Это слово весьма кстати характеризует творчество Шкарубо. Рисует лишь тонкими кистями, стоят они немало, зато чувствуется, что у него – сосны шумят.

Валерий Шкарубо, художник, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Я и окружающая натура, природа – всё! Никого не должно быть рядом. И я хочу, чтобы такое же ощущение складывалось у зрителей. Кто-то говорит “задушевные”, кто-то говорит “задумчивые”. Один художник сказал, что работы Шкарубы – это “мистический реализм”».

Он родился в 1957-м в Борисове. Детство, отрочество и юность – в изостудиях Дома пионеров и культуры. Сегодня Шкарубо – Почётный гражданин самого большого района Беларуси. «Своей земле» подарил 31 полотно. За что от малой Родины – именная галерея.

Татьяна Кириллова, сотрудник картинной галереи Валерия Шкарубо: «Приезжают гости из Китая, из Японии, они все говорят “надо же – мы видим это, и мы видели у себя это”. Европейцы то же самое».

Выпускник Академии искусств, с 1984-го – участник всех республиканских выставок. Даже успел проявить себя на последней Всесоюзной. Но только «очаровав пейзажем» внучку Марка Шагала, попал в «золотой фонд» страны. Парижанка в 1998-м купила «Белые сумерки» и преподнесла Родине прадеда. Это была первая картина Шкарубо в Национальном музее.

Ольга Архипова, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Действительно редчайший пример того, когда в традиционном жанре человек сумел найти свой индивидуальный, авторский подход. И та работа, которая находится у нас в постоянной экспозиции,  – “Осенний свет” – это место очищения души».

15 лет назад за цикл «Извечное» Шкарубо присуждена Государственная премия Беларуси. Среди тех, кто тогда высоко оценил красоту и гармонию, был Валерий Жук. Доктору искусствоведения уже мэтр доверил вступительную статью к первому каталогу.

Валерий Жук, доктор искусствоведения«Переломный момент в истории нашей страны, завоевание независимости, и во многом изменили отношение к искусству. “Тихий” разговор, он, порой, важнее, чем некая громкая декларация. Валерий Шкарубо это может».

Свою «задумчивую страну» обладатель медали Франциска Скорины открыл миру: вернисажи в Австрии, Германии, Бельгии, США, восхищение его «высокой простатой» кутюрье Кардена. В 2005-м пейзажист первым представил страну на Венецианской биеналле.

Наталья Шарангович, директор Национального центра современных искусств: «Творчество Валерия Шкарубы, оно очень своеобразно. Оно находится на стыке: да, реализм, конечно, как основа нашей школы. В нём есть гиперреализм, фотореализм».

Полотна «честного» художника сегодня есть в собраниях государственных и частных на пяти континентах. Сам Шкарубо не раз признавался: на пленэрах за рубежом (к примеру, в Шотландии) ищет частичку его Березины, борисовского Полесья...

Среди искусствоведов укоренилось понятие «шкарубовский пейзаж». Он есть и его нет в природе. Мастер просто собирает картины, как мозаику: допустим, небо – из-за окна мастерской. И так слой за слоем на холсте возникает ландшафт всей Беларуси.

Неслучайно именно Шкарубе выпала честь своей персональной экспозицией открыть новый проект Дворца Независимости. Скромен автор, но не зрители: сегодня под сводами – друзья по кисти, коллеги по жанру и эксперты разных поколений. И как признание – просьба сделать фото: на них ведь так похожи его пейзажи.

Рыгор Ситница, председатель Белорусского союза художников: «Самая найлепшая дыпламатыя – гэта мастацтва. Таму што там не патрэбны перекладчыкі, там, дзе палітыкі доўга дамаўляюцца, – у мастакоў гэта атрымліваецца хутчэй».

Вернисаж мастера – первая ласточка с пятнадцатью перьями-«пейзажами». Дворец Независимости – и без того один из самых живописных в мире, не только резиденция – теперь уже арт-площадка на постоянной основе. Авторы экспозиций будут разные, но кисть – только белорусская.

Подписывайтесь на нас в Telegram