Выставка вееров, первая в истории музеев Беларуси, открылась в Мирском замке

«Окрылённый». До сих пор в Мире так можно было сказать лишь о флюгере на крыше старинного замка. Сегодня это слово, а также глагол «вьётся», в названии выставки вееров – первой в истории музеев Беларуси.

«Окрылённый». До сих пор в Мире так можно было сказать лишь о флюгере на крыше старинного замка. Сегодня это слово, а также глагол «вьётся», в названии выставки вееров – первой в истории музеев Беларуси.

Цитадель в Мире с XVI века. С тех же пор у нас и первые «скипетры во владении миром», как говорили о веерах французы. «Эфиры» (устаревший термин) 1760-ых – это только самые ранние здесь. За десять лет коллекцию (кстати, единственную такую в Беларуси) собрал тот, кому сегодня позволено трогать витрины.

Игорь Сурмачевский, коллекционер: «Мы можем вспомнить строки из «Пана Тадэвуша» великого Адама Мицкевича: «Той веер залацісты. Пры кожным руху сыпаў зорак дождж іскрысты».

На балу героиня эпопеи, продолжим цитату: «круціла веер для забаўкі. (Бо душна не было)». Сегодня оружие женского кокетства – экспонаты Слонового зала замка. Тут найдётся свой скрытый смысл. Основа самых ценных опахал – слоновая кость.

Благодаря веерам (в том числе) XVIII столетие назвали «галантным», XIX стало «веком чувств». Это была своеобразная азбука Морзе для дам высшего света. К примеру, раскрыла – значит, любит. Бросила на пол – значит, прощай, навсегда.

Особые жесты и повороты позволяли передать до 50 посланий. Сейчас язык вееров мёртвый, словно латынь. Самому аксессуару посвящено немало стихотворений. Они «вьются» вдоль всей выставки. Нужные слова определили через страничку музея в социальных сетях.

Ольга Кипра, научный сотрудник музея «Замковый комплекс "Мир"»: «Чтобы дамы уже XXI столетия могли полностью окунуться в атмосферу того времени. Также обозначены интерьеры XIX столетия, так как наибольшее количество вееров именно XIX века. Дамский кабинет, салон, где слушали музыку, играли. Туалетная комната».

Вообще, мода на веера была весьма изменчива. Последний бум случился накануне XX века. «Навевали прохладу» уже страусиными перьями. К 1913 году они заняли четвёртое место по ценности после золота. Однако самые парадные – свадебные, к ним специальные футляры.

Игорь Сурмачевский, коллекционер: «Самый дорогой веер был продан на аукционе Sotheby's в 2013 году. Это веер работы фирмы Фаберже, который принадлежал императрице Александре Фёдоровне. Веер был продан за 130 тысяч фунтов стерлингов».

Аналог с блёстками увидите на выставке. Она открыта до сентября. Но и после экспонаты не покинут стен замка. Уже есть договорённость о покупке музеем «окрылённой» коллекции. Ведь такие веера когда-то держали белые ручки всех владелиц Мира.

Подписывайтесь на нас в Telegram