Этим летом Вячеславу Кубареву исполнилось бы 85. Друзья называли его «этюдоголиком». За один съёмочный день, например, телесериала «Государственная граница», мастер мог написать до десяти пейзажей.
В киноафиши редко ставят фамилию художника-постановщика. Да и в титрах эта профессия, где-то в середине. Здесь же Кубарев, по сути, «в главной роли»: вернисаж персональный, под юбилей автора эскизов к каждому кадру «Альпийской баллады» – уже классике мирового искусства (по версии фестивальных Канн).
В 1965 году Зайцев оказался среди тех, кто переводил на плёнку гуашные «фантазии» Кубарева. Он, вообще, нарисовал всю драму ещё на этапе читки сценария. Снимали «Альпийскую балладу» в горах Кавказа. Звучала команда «Стоп!», открывался мольберт, рождались картины – сегодня с выставки.
Дмитрий Зайцев, кинооператор, заслуженный деятель искусств БССР: «Полмастерской было заставлено, как книги стоят в библиотеке, работами. Именно мелкого формата, прекрасные живописные работы. Кубарев очень был чувствительный человек по натуре».
После «Альпийской баллады» декоратор и оператор встречались на трёх картинах. Эскизом, допустим, к фильму «Время Не Ждёт» в новой экспозиции можно считать пейзаж Мурманска. С этюдником кинематографист Кубарев объехал весь Советский Союз – на зависть коллегам из Союза художников.
Игорь Бархатков, художник, коллекционер: «В конце 1990-х годов работал с голландской галереей, в этой галерее были работы Кубарева. И мне галерист сказал, что это лучшее в его жизни приобретение. Когда-то называли нашего Романа Семашкевича в Москве «мечта коллекционера», на сегодняшний день это Кубарев».
Свыше 80 произведений живописи и графики из семейного, а также частных собраний Беларуси. Это своеобразные эпизоды таланта. Основная часть наследия Кубарева сейчас в Италии, Израиле, США.
Персональный сайт kubarev.org, отдельная статья в Wikipedia. И везде сразу, как правило: «художник кино». А ведь ещё при жизни живопись заслуженного деятеля искусств БССР закупила Третьяковка. Он любил этот музей настолько, что даже в «духовном» завещании распорядился передать часть своих работ в фонд реконструкции галереи».
Народный художник Беларуси Георгий Поплавский называл друга Кубарева «слугой двух господ». Он, признанный мэтр кино, возвращался к любимой живописи, когда на наших экранах всплывали титры «Москвы-Генуи», «Полонеза Огинского», «Государственной границы».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram