Выставка народного художника Беларуси Владимира Стельмашонка открылась в Минске

В Минске открылась выставка-ретроспектива Владимира Стельмашонка – первая без автора. Он скончался два года назад. Народному художнику БССР 6 февраля исполнилось бы 87. С этого дня портреты мастера и его не менее известного натурщика увидят в 195 странах. Конверт и марку памяти живописца выпустила РУП «Белпочта».

В Минске открылась выставка-ретроспектива Владимира Стельмашонка – первая без автора. Он скончался два года назад. Народному художнику БССР 6 февраля исполнилось бы 87. С этого дня портреты мастера и его не менее известного натурщика увидят в 195 странах. Конверт и марку памяти живописца выпустила РУП «Белпочта».

В 1950-х минчанин Стельмашонок мог остаться в Ленинграде. В 1980-х – перебраться в США. И всё-таки мастер, так преданный родине, ушёл на своём 86-м году. Уже – в мир иной. Этот вернисаж – не юбилейный – проект восьми: музеев столицы, Светлогорской галерей, Союза художников. Из малознакомого лишь то, что из коллекции семьи.

Сергей Стельмашонок, художник: «На многих живописных работах он активно использовал шрифтовые композиции. И наличие ещё каких-то дополнительных подписей, оно бы просто усложняло. Отец всегда ставил только "В.СТ.". Скромненько, в углу. Говорил мне: "Знаешь, ты не думай. Рука сама сделает всё то, что нужно"».

Вторую зиму за отца-художника отвечает сын-художник. Кстати, они родились в один день, 6 февраля. Сергей Владимирович – тот самый мальчик в «Интерьере» 1961 года. Всего вдоль самой знаменитой галереи Беларуси сейчас 31 холст, 53 примера графики, 12 фото и один журнал с иллюстрациями из-под кисти большого мастера.

«Вдруг у меня раскрылся этюдник – и все краски рассыпались», – вспоминал мастер. Но к чему эта цитата сегодня? Да к тому, что «неожиданность» случилась в 1939 году, в день открытия музея (тогда – галереи). Церемонию Володя-маленький затянул.

На этот раз всё – минута в минуту. Праздник вывел из стен мастерских даже коллег-ровесников классика. Замечен, например, народный художник Георгий Поплавский. Он и Стельмашонок – поколение «оттепели», новаторы в своём отечестве. Хотя и преданные идеям реализма.

Валентина Войцеховская, куратор выставки «Летапіс часу»: «Безусловно, какие-то черты иконописи видны в "Слове о Беларуси" и в других работах. Темпера – она отличается от масла большей мягкостью, отсутствием блеска».

Стельмашонок – человек 20-го века, называемого «золотым» в культуре нации. Около 200 объектов, созданных художником, в запасниках главного арт-музея. Отныне – ищите лучшее на 78-й странице каталога «100 шедевров».

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «На чале з выдатнейшымі майстрамі: і Шагалам, і Бялыніцкім-Біруляй, і Хруцкім, і Жукоўскім. Гэта ўжо хрэстамацыйны твор, які друкуецца даўна ў падручніках, яшчэ пры жыцці аўтара».

Портрет Якуба Коласа теперь и на конверте. А на марке – «Аўтакрыж». Это сложно перевести на любой другой язык. Стельмашонок был и останется в «Летописи» мирового искусства – «белорусским самородком», чьё творчество до конца пока не осмыслено.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска