Выставка итальянской мозаики «Ретроспектива 1965-2014» открылась в Национальном историческом музее

​​В главном музее Беларуси наблюдали «золотое сияние». Оно продлится до середины ноября. Мозаичная «Ретроспектива», созданная итальянцами с 1965 по 2014 год, заняла самый большой зал Национального исторического музея.

В главном музее Беларуси наблюдали «золотое сияние». Оно продлится до середины ноября. Мозаичная «Ретроспектива», созданная итальянцами с 1965 по 2014 год, заняла самый большой зал Национального исторического музея.

С латыни «мозаика» – посвящение музам. Одна такая «богиня» – в Минске. Даниэла почти полвека вдохновляет Марко. И арт-объектам Бравура – «браво!» на всемирных биеннале в Венеции, Москве. А фонтан «Рыжая цапля» ныне живущего автора уже охраняется ЮНЕСКО.

Марко Бравура, художник-мозаичист (Италия): «Мой проект о первых зодчих на земле – птицах. Если бы люди сегодня больше внимания уделяли именно этой архитектуре, то явно пришли бы к выводу: в таких домах мы хотим жить. Достоевский говорил: “Красота спасёт мир”. Мне кажется, что сейчас мы должны её спасать».

Истоки техники Бравура на севере Италии – в родном мастеру городе, которому нет равных. Этого эпитета Равенна удостоилась 15 веков назад благодаря своим мозаикам. Сегодня впервые полсотни скульптур, панно, коллажей на 200 квадратах восточнее Апеннин.

Кому в детстве не хотелось разбить калейдоскоп? Ведь так манило: что же там внутри? Здесь, кажется, желание стало былью. А скорее даже игрой, которую одновременно ведут трое художников.

Кроме Бравура, в экспозиции – работы не менее титулованных Марко де Лука и Вердиано Марци. Общая масса полувековой «Ретроспективы» – около пяти тон. На второй этаж исторического музея «хрупкие» экспонаты поднимали вручную.

Анна Маполис, арт-директор Фонда Исмаила Ахметова (Россия): «Для большинства обывателей современное искусство – это всё-таки пока такая закрытая комната, и нужно сделать большое усилие над собой, чтобы в неё проникнуть. Наверное, просто упомяну, что за три недели работы в Санкт-Петербурге на выставку пришло почти пять тысяч человек».

У этой «вечной живописи», как называли мозаику в Византии, есть владелец. Десятилетие московский Фонд Ахметова поддерживает образование и культуру в России и за рубежом.

Олег Рыжков, директор Национального исторического музея Беларуси: «Я должен отдать должное нашим партнёрам – выставка дана бесплатно. И поэтому она не является коммерческой у нас. Просмотр её входит в просмотр всей экспозиции. По средам продлеваем работу музея до 21 часа. Делаем возможность пройти за это время за полцены. То есть это будет стоить Br20 тысяч (общий билет)».

Экспонатам «Ретроспективы» не страшно прикосновение. Смальта (кстати, итальянское изобретение), мрамор, ракушки, жемчуг – «золотое сияние» легко восстановить. Маэстро Бравура не исключает мастер-класс для студентов Белорусской академии искусств.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Новости Минска