Выборы-2016. Как прошла агитационная кампания?

Нынешнюю избирательную кампанию действительно называют едва ли не самой демократичной из всех парламентских, которые проводились в современной Беларуси. Достаточно вспомнить призывы главы Центризбиркома к кандидатам: будьте активными, агитируйте, встречайтесь с избирателями, участвуйте в дебатах. Иными словами – наполняйте жизнью политическое пространство. И надо признать, эти призывы были услышаны.

Агитация кандидата в депутаты Аркадия Боголепова в культовом сериале «Убойная сила» была, конечно, гиперболизированной сатирой, но в России 90-х избиратель действительно покупался. Одни продавали голос буквально за тушку курицы, другие – за три рубля, третьи – за призрачную надежду, что именно этот кандидат завтра чуть ли не лично вкрутит лампочку в каждом подъезде Санкт-Петербурга.

Таких ярких кандидатских выпадов в Беларуси, конечно, не было, да и покупка голоса – уже архаизм. Сиюминутная выгода в слогане бесперспективна, электорат требует долгосрочный план. И оценивает каждое действие или бездействие кандидата.

Условия для всех – равные: старт единовременно 15 августа и широкий выбор инструментов воздействия на умы и сердца граждан. В целом нынешняя гонка за депутатские кресла была заметной. Для тех, кто хотел видеть – мнения наблюдателей о заметности агитации всё же разделились. Но возможностей узнать о своём кандидате было достаточно: от традиционных пикетов и поквартирных обходов до ведения личных кандидатских блогов (активное использование возможностей Интернета вообще стало особенностью нынешних выборов).

Желающие попасть в Овальный зал пели для граждан, если те просили, и старались перетянуть на себя одеяло политических предпочтений во время теледебатов. Порой было действительно жарко.

Наверное, агитация была обречена на сравнение с соседним аналогом – в России продолжается борьба за место в Госдуме. И по эмоциональности, зачастую нездоровой, Минск выглядит намного адекватнее Москвы.

И, оценивая отчёты наблюдателей, резонно задумываться – а какими должны быть парламентские выборы в спокойной Беларуси? Должны ли быть выборы такими же, немного сумасшедшими, как в России, США и Европе? Конечно, о полной апатии речи не идёт, но и чрезмерное фонтанирование эмоциями и невыполнимыми лозунгами – тоже не вариант. Среди безумных кандидатских обещаний – вернуть землю потомкам собственников на момент 1939 года, ввести налог на чиновников, ликвидировать производства алкоголя и табака и даже легализовать марихуану – последнее, однозначно, копирование западных политтехнологий.

Активнее других были кандидаты, состоящие в какой-либо политической партии. То есть у двух из трёх претендентов на депутатское кресло за плечами – поддержка мощной организации, от либерал-демократов и коммунистов до «зелёных». Но, как правило, «партийцы» сражались в Минске и областных центрах. А вот доставалось агитации «на орехи» от наблюдателей там,где сердце Беларуси. И речь не о Минске. Ведь столица – это всего лишь верхушка административно-территориального айсберга.

Минск с его (по меркам Беларуси) избалованностью на яркие события – город не показательный. Ну, кого в столице удивишь красочным пикетом, броским билбордом или эмоциональными теледебатами? Требования явно выше. Другое дело, что и в типовом белорусском городке – условном райцентре типа Чашников – активная агитация далеко не главное.

Конечно, в регионах хватало акций и митингов, но так ли они повлияли на мнение конкретного избирателя, если один кандидат, скажем, живёт по соседству, а со вторым ещё недавно сидели на родительском собрании в школе? В небольшом городке все, так или иначе, знакомы, знают, что за человек, где работает, и чего стоят его обещания. Так что скрытая агитация здесь начинается задолго до получения статуса кандидата в депутаты.

Тем не менее в регионах в том числе была вся информация о кандидатах, руководствуясь которой избиратель мог сказать своё «да»: депутатской программе, социальной активности или агитационной оригинальности. Да пусть даже за то, как выглядит кандидат – наверняка были и те, кто выбирал по фотографии. Это, конечно, крайность в плоскости персональной ответственности избирателя. Ведь времени для того, чтобы выбрать, кто будет представлять «лично меня» в парламенте – хватало.

Впереди – оценка кампании непосредственно избирателями (это выразится в итоговой цифре явки на выборы) и международными наблюдателями. Впрочем, агитация нынешняя, кажется, была такой, какой и должна быть в Беларуси: размеренной и вдумчивой.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
Операторы:
Леонид Чумаков