Накануне визита в Грузию Александр Лукашенко встречался с представителями творческой молодёжи. Среди участников встречи – лауреаты Специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодёжи, победители областных, республиканских и международных фестивалей и конкурсов, участники творческих проектов и молодежных акций.
Молодые люди (не зря, что творческие) буквально засыпали Главу государства вопросами. Разными. И о том, как пообщаться с Президентом онлайн, и о творческом подходе к делу. Делились и насущными проблемами. Надо отметить, что многие из них нашли решение прямо на месте. Президент заверил в решимости государства и далее поддерживать способных молодых людей. Более того, потребовал, чтобы государственные структуры ни в коем случае не оставались в стороне от раскрутки молодых талантов. Тем более что их Беларуси предостаточно.
Она выделяется и ярким нарядом, и безупречной техникой. Ане 15, но она уже с полной уверенностью заявляет: балет – это вся её жизнь.
Анна Иванская, учащаяся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа: «Я один раз сходила на балет, мне очень понравилось, я чётко для себя решила, что хочу заниматься этим профессионально. Мне тогда было пять лет».
К станку она подбиралась через спортивную гимнастику, чтобы укрепиться. И уже шесть лет оттачивает мастерство балерины. Зрители нашего телеканала наверняка видели её исполнение главной партии из «Лебединого озера» в проекте «Талент краiны». Зал рукоплескал дошедшей до финала ученице хореографического колледжа.
Инесса Душкевич, художественный руководитель Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа: «У Анны есть очень важное качество, чтобы стать хорошей ведущей балериной. Это целеустремлённость, это умение себя заставить, это фанатичная преданность выбранному делу, это любовь к профессии».
Анна Иванская, учащаяся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа: «Я бы хотела себя видеть на сцене Большого театра, очень сильно хотела бы. Конечно, я ничего не могу обещать, но желание сильное есть, и к этому я стремлюсь».
И это стремление достойно поддержки, ведь оно подкреплено, как бы громко не звучало, талантом. Разгадать его – задача профессионалов, государство же должно создать условия. Об этом Александр Лукашенко начал с первых минут. Потом разговор стал ещё предметнее. Музыканты сетуют на нехватку инструментов. Хорошие стоят дорого, а значит, не всем по карману, но ведь всем и не нужно.
Исправить ситуацию с музыкальными инструментами – поручение правительству. И первым делом речь зашла о собственном производстве.
А их в стране когда-то было два, сегодня оба находятся в стадии ликвидации. Однако фабрика музыкальных инструментов в Борисове на устах и сегодня.
Именно здесь создавали знаменитые пианино «Беларусь», и даже сотрудники, которых в лучшие времена на фабрике было около двух тысяч человек, называли её просто «пианинка». Борисовская фабрика музыкальных инструментов была единственной в Советском Союзе, где изготавливали пианино с нуля, буквально из брёвен. Древесину сюда привозят и сегодня. Только уже не для музыкальных инструментов, а чтобы распилить её под мебель.
Территорию фабрики частично арендуют предприниматели (в основном для бизнеса в сфере лесозаготовки). Никто и не пытался восстановить здесь конвейер, с которого, кроме фортепьяно, сходили и гитары, и цимбалы. Тем более к их звучанию профессионалы часто относились критически, но вот клавишные были настоящей гордостью, начиная с 1935 года. За год собирали около 20 тысяч и отправляли в 80 стран. Однако в середине 90-х фабрика в Беларуси, как и во многих странах бывшего Союза, не выдержала конкуренции с китайскими компаниями. Производство постепенно сокращали, а в 2006-м закрыли полностью. Процесс ликвидации запустили спустя ещё четыре года, но распродать 30 тысяч квадратных метров не удалось до сих пор.
Василий Ковальчук, председатель ликвидационной комиссии Борисовского предприятия музыкальных инструментов: «Состояние плачевное, в основном аварийное. Сначала пытались продать всё одним лотом одному инвестору, продавали 1,5 года, но инвестора не нашлось. Потом пришлось поделить на 12 лотов. За этот период продали пока только один лот. Мне кажется, что на данных площадях производство музыкальных инструментов невозможно. Здесь, кроме площадей, оборудование уже продано, которое было востребовано за период времени ликвидации. Остались только площади, и те в аварийном состоянии».
Деньги от продажи и аренды помещений уходят на покрытие долгов перед кредиторами и налоговой, о былом расцвете здесь уже и не мечтают. А ведь необходимость есть.
Эта детская музыкальная школа находится всего в 30 км от Минска (в агрогородке Зазерка). Здесь занимаются 117 детей из этого и ближайших населённых пунктов, почти треть – из многодетных семей(для них обучение бесплатное, для всех остальных оплата, скорее, условность – всего семь рублей в месяц). А значит о том, чтобы улучшить условия за собственный счёт, и речи нет.
Градусник в кабинете едва ли на 16, но ни дети, ни педагоги не жалуются. Для них важнее, что в принципе есть, где учиться и творить.
Играют всё на том же пианино «Беларусь», только оно первых годов выпуска. Как и аккордеон, гитары и цимбалы.
Лилия Колесникова, директор Дружнинской детской школы искусств: «У нас в школе инструменты старые, которые практически не подлежат ремонту, потому что они используются ежедневно. Они ежегодно ремонтируются, но находятся, конечно, в плачевном состоянии».
Здесь шутят, что сложности, как и температура, закаляют будущих звёзд. И в успехе своих учеников сомневаться не привыкли.
Однако ситуация не везде одинаковая. К примеру, учащиеся Могилёвского музыкального колледжа едва ли в собственной неудаче смогут винить инструмент.
Игорь Кузнецов, директор Могилёвского государственного музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова»: «Задел сделан очень серьёзный, приобретены профессиональные инструменты. У нас порядка 30 роялей. Ребёнок должен играть на качественном инструменте».
Как результат – здесь учатся призёры и лауреаты международных конкурсов, стипендиаты премии Президента по поддержке талантливой и одаренной молодёжи. Михаил один из таких.
Сейчас 18-летний музыкант готовится поступать в консерваторию и надеется пройти даже без экзаменов, но для этого нужно стать лучшим на республиканском конкурсе в апреле. Цена победы – шесть часов ежедневных репетиций.
Михаил Марков, учащийся Могилёвского государственного музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова»: «Пальцы? Мы, как у нас говорят, копыта набиваем, у нас мозоли, поэтому боль со временем проходит».
В том, что музыка – искусство на все времена, сомнений нет, а потому поддержка здесь будет, и проблемы постепенно решают, ведь их слышат. Только вот творчество сегодня – это не только привычные выставки в галереях или концертные залы.
И ведь специалист высокого уровня – товар штучный даже в дизайне, во всяком случае, в промышленном.
Студенты этого направления создают бытовые приборы, украшают городскую архитектуру и разрабатывают дизайн транспортных средств. В год в Академии искусств готовят от 6 до 11 таких специалистов, и это на всю страну.
Алесь Фоменко, заведующий кафедрой промышленного дизайна Белорусской государственной академии искусств: «Вот те директора предприятий, где уже работают наши специалисты, где их уже знают, они, конечно, с удовольствием их берут. На предприятии «Амкодор» у нас семь человек работает. Однако нужно понимать, что у нас выпускник 2015 года пошёл на Минский тракторный завод, он там единственный дизайнер за последние за десять лет».
Его выпускники сегодня работают и в международных автомобильных концернах, но в процессе обучения ориентируются всё же на белорусских машиностроительный рынок. Для курсовых и дипломных работ создают проекты, в которых предприятия реально могут быть заинтересованы, но что-то фантазируют и по собственному желанию. К примеру, турникеты для метрополитена, которые бы создавали дружественное настроение. Проект учитывает тенденции развития – бесконтактная оплата и датчики металла в перекладинах, и конечно, внешний вид. Правда, пока только на картинке.
Алесь Фоменко, заведующий кафедрой промышленного дизайна Белорусской государственной академии искусств: «Министра информации очень впечатлили наши проекты, даже прозвучало, что, может, будет какая-то помощь в плане материалов или 3D-печати. Сегодня у нас нет даже ЧПУ-фрезеровки, нет 3D-принтера, все макеты ручным способом изготавливаются».
При этом за знаниями в Беларусь едут и иностранные студенты, например, из дружественного нам Китая. Ведь главное – научить правильно мыслить и выражать своё творчество с учётом технических данных.
Ещё одна тема, которая стала едва ли не самой обсуждаемой после этой встречи – «Евровидение». На белорусском отборе победил украинец, и Александр Лукашенко за темой следил.
В зале понимание, обиды лишь на эстраде. Однако ведь правило – пусть победит сильнейший – универсально для каждого конкурса.
Герман Титов, ведущий телеканала ОНТ, композитор: «Здоровая конкуренция на этот день – это двигатель успеха. Если кто-то делает дело лучше, чем ты, если кто-то пишет песни лучше, чем ты… Я всегда стремился быть, как они, я всегда стремился почерпнуть у этих людей что-то, соответственно, я так зарабатывал успех и себе. По поводу того, что представитель другой страны выиграл у нас, могу сказать, что правила это не запрещают и, насколько мне известно, это практика не только нашей страны. Если он победит и привезёт в страну «Евровидение», для нас это будет большой подарок».
В случае победы голоса противников вряд ли прозвучат, но Президент откровенен: тот, кто выступает против даже не исполнителя, а страны, едва ли ей нужен.
Были вопросы и о личном, и пожелание Президенту чаще общаться с молодёжью онлайн и, конечно, благодарность за такое живое общение, которое, подчеркнул Президент, ещё продолжится. Ведь этот разговор одинаково нужен всем участникам встречи. Чтобы вместе поднимать проблемы и сообща их решать.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram