«Весной земля сама выталкивает снаряды». Сапер рассказал о тонкостях и сложностях своей профессии

«Весной земля сама выталкивает снаряды». Сапер рассказал о тонкостях и сложностях своей профессии

Нельзя не вспомнить о такой профессии, как сапер в годы Великой Отечественной войны. Это каким профессионализмом и самообладанием нужно обладать, чтобы разминировать поле, и не одно! Наверное, это одна из  самых самоотверженных профессий и в наше время. Ведь осколки войны до сих пор остались где-то глубоко в недрах земли и периодически о себе напоминают.


Они идут туда, куда всем остальным вход запрещен. Ориентируясь на собственные знания и опыт, принимают решения, от которых порой зависят жизни сотен людей. Несмотря на то, что в нашей стране боевые действия закончились 76 лет назад, профессия сапёра остаётся и по сей день одной из самых опасных. Потому что их работа – обезвреживать и уничтожать взрывные устройства. 90% из которых – наследие Великой Отечественной войны. 

Сергей Иодо, командир саперно-пиротехнической группы войсковой части 3310 внутренних войск МВД Беларуси: «Мы до сих пор обнаруживаем взрывоопасные предметы, все уничтоженные предметы, являются, скажем так, наследием с окончания войны. Артиллерийские снаряды, миномётные мины – самые частые взрывоопасные предметы, также мы часто находим авиационные бомбы, как правило, на территории городов».

И таких примеров сотни. После войны Минск был сплошным минным полем. Например, на стадии стройки Национальной библиотеки, в вырытом котловане было найдено около 100 мин времен Великой Отечественной войны. А на въезде в Минск, в микрорайоне Дружба, сапёры обезвредили 3 тысячи зенитных 88–миллиметровых снарядов. А на Немиге когда-то был целый склад боеприпасов из 300 гранат немецкого производства. Так что работы сапёром хватает всегда.  

Сергей Иодо, командир саперно-пиротехнической группы войсковой части 3310 внутренних войск МВД Беларуси: «Наша зона ответственности войсковой части 3310 это вся минская область, кроме 4-х районов, кроме несвижского, копыльского, столбцовского и клецкого. За 2020 год было обезврежено нашей группой сапёрно-пиротехнической 2500 тыс. взрывоопасных предметов. За текущий порядка 30».

Сапёры не раз замечали некоторую закономерность: чем морознее зима, тем больше работы будет весной. Причина в выталкивающей силе земли, а точнее – воды. 

Сергей Иодо, командир саперно-пиротехнической группы войсковой части 3310 внутренних войск МВД Беларуси: «Причина, по которой люди до сих пор обнаруживают подозрительные взрывоопасные предметы, связана с тем, что меняется плотность земли. Каждый сезон у нас меняется температура, зимой верхние слои леденеют, затем весной начинают таять, вода уходит вниз, самые плотные предметы – это камни, в том числе снаряды, поднимаются наверх. И как только начинаются какие-то работы, кто-то выходит в огород, кто-то занимается стройкой, как правило, находят, что земля нам сама и выталкивает».

Такие случаи встречаются не только в нежилой местности. Был случай, когда в Барановичах люди заселились в новый дом, а потом на детской площадке появилась миномётная мина. Жильцы дома были эвакуированы, а мина обезврежена и вывезена. А на случай, если вы обнаружили военный предмет, сапёры предупреждают. 

Сергей Иодо, командир саперно-пиротехнической группы войсковой части 3310 внутренних войск МВД Беларуси: «Самое главное – обезопасить себя и своих близких. Не подходить близко. Ни в коем случае не подходить близко и не переносить подозрительные предметы, постараться оцепить данное место, скажем, пометить его чем-то, каким-то флагом или лентой. Позвонить в милицию и ожидать прибытия сотрудников».

Ещё одной, не менее важной задачей, которую приходится решать сапёром, является осмотр мест проведения массовых мероприятий. В год сапёры обследуют более 1000 мест – это парки, стадионы, площади. В нашей стране ни одно мероприятие не обходится без сапёрной группы, которая обязана проверить территорию до начала торжества. Дабы обезопасить жизнь людей. 

Сергей Иодо, командир саперно-пиротехнической группы войсковой части 3310 внутренних войск МВД Беларуси: «Это может быть концерт, либо какой-то футбольный матч, хоккейная встреча, и мы используем специальное оборудование и кинологов. При сообщении об установки взрывного устройства, при отработке бесхозной сумки, кинолог уже необходим, специальное оборудование, в том числе необходимо, используется уже защитный костюм».

Сапёрам приходится встречаться как со стандартными боеприпасами, и иными гранатами, так и самопальными подрывными устройствами. Часто, среди людей, не думающих о том, сколько сил, времени и средств уходит у группы на ложный вызов, находятся любители пошутить по телефону. Но, выезжая по сигналу, сапёры не знают, ложный он или реальный.

Сергей Иодо, командир саперно-пиротехнической группы войсковой части 3310 внутренних войск МВД Беларуси: «Особую опасность представляет для нас незнание. Когда мы прибываем на место взрывоопасного предмета, мы можем определить его калибр, категорию опасности, и мы работаем с этим предметом. В случае, если мы прибываем по подрывному вызову, мы зачастую даже и не знаем, где он может находиться».

Сапёрные расчёты всегда находятся в постоянной боевой готовности. Их работа требует не только физического, но и морально-психологического напряжения. Она сложна и сопряжена с огромным риском. И нам трудно представить, что чувствует сапёр, оставшись один на один со смертельным боеприпасом. Ведь он не имеет права ни на одну ошибку. 

Подписывайтесь на нас в Telegram