Совсем скоро в Испании откроется первая выставка белорусских икон – подлинных шедевров XVII-XVIII веков. Кстати, символично: именно с минской выставки «Гойя – Пикассо» из собрания Королевской академии Сан-Фернандо начинался этот Год культуры. А завершается он нашей экспозицией в испанском Доме-музее великого живописца Эль Греко.

«Когда Бог создал солнце, он поместил его над Толедо»  так говорят о старой столице Испании жители этого уникального города, целиком включённого в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Совсем скоро там откроется первая выставка белорусских икон  подлинных шедевров XVII-XVIII веков. Кстати, символично: именно с минской выставки «Гойя – Пикассо» из собрания Королевской академии Сан-Фернандо начинался этот Год культуры. А завершается он нашей экспозицией в испанском Доме-музее великого живописца Эль Греко. Александр Матяс выяснил, в каких условиях поедут в Испанию «Апостолы и пророки».

В одном из Священных Писаний есть фраза: «и дам тебе ключи...». С ними апостола Петра изображают и на католическом юге Старого Света, и на православном востоке. Это как раз то, что верно объединяет Европу. 18 веком датируют образ с Западного Полесья. Спасённая в 1978-м из закрытого храма в Лунинце икона, сегодня раскрывается руками художника-реставратора.

Александр Лагунович-Черепко, реставратор: «Краски в тех местах, где выполнялись тонировки, уже потускнели – пришлось удалить. Белые точки понемногу забиваются, в итоге образ обретает экспозиционный вид».

Первое явление «воскресшего» лика Петра, как и апостола Павла (иконы парные), случится в «церковной столице Испании». Таков статус Толедо, чей пейзаж не менялся с 1596 года, когда город заключил в раму Эль Греко. Сегодня вход в Дом-музей всемирно известного живописца стоит три евро – для посетителей, но не коллег, всё-таки нашедших «ключи» к этому «храму искусства».

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Некалькі гадоў вяліся перамовы. У асноўным яны ўпіраліся ў фінансавае пытанне: у страхоўку, перавозку. Вельмі значная сума, будзем так гаварыць. Сродкі былі выдаткаваны дзяржавай. Дапамагалі таксама нам спонсары».

Прежде, чем заняться «искусством перемещения», музеи в Толедо и Минске совместно формировали комплект выставки. Сразу определились с цифрой – 12 экспонатов, по числу послов Спасителя. Кстати, именно цикл «Апостоладос» завершает биографию Эль Греко. Он скончался в 1614-м. Около того года самый ранний образец из тех, что скоро окажутся в самом «сердце Испании».

Любовь Сысоева, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Это наш “золотой фонд”, это шедевры. Три иконы были сняты из постоянной экспозиции специально: “Пророк Илья” (аналогов, в принципе, не существует), малоритское “Преображение” и “Вознесение»” XVII века. Те работы, которые никогда не покидали пределы Беларуси».

Заглавным (то есть на афиши) кураторы уже с той стороны Пиренеев выбрали «Сошествие Святого Духа на апостолов». Икона XVIII столетия из так называемого лилейного иконостаса выявлена отечественными экспертами в 1972 под полесским Дрогичином. Сейчас в запасниках музея около 500 сакральных творений, зачастую анонимных белорусских мастеров.

Мария Нецветаева, заведующая сектором Министерства культуры Беларуси: «Культурные ценности, которые являются частью музейного фонда, законодательно имеют статус ограниченных к перемещению. Перед тем, как обращаться к нам за документами на вывоз, они получают в другом управлении – по искусству – документы, которые разрешают эту выставку».

Процедура обязательна: будь то национальный либо региональный музей. Для вывоза за границу также запрашивают детальное досье на каждый раритет, договор об экспонировании, страховой полис. Сейчас речь, по неофициальным данным, о сумме свыше полутора миллиона евро. Это первый вернисаж нашего древнего искусства в Испании. В новом веке.

Павел Латушко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси во Франции и Испании: «Гэта ініцыятыва Пасольства Беларусі, можка сказаць, ужо ў Іспаніі. Таму што сёння як раз па дарозе ў Мадрыд знаходзіцца Першы саветнік. І мы сімвалічна адкрываем: зразумела, эканамічная дэлегацыя, але і культурная экспансія».

Будет ещё и третий слой – целлофан. Заметим, этими руками запечатаны предметы знаковых международных проектов Национального художественного: выставок икон в Москве, Киеве, Будапеште и у Святого Престола. Экспозицию нашего Года культуры в Музеях Ватикана ежедневно посещали до 30 тысяч туристов. И если все дороги ведут в Рим, то оттуда они и продолжаются.

Двенадцать апостолов и пророков поместят в ящики, специально изготовленные к выставке в Толедо с учётом индивидуальных особенностей икон. Так, самую большую – «Христос на престоле», высотой 1.80 метра, отправят в отдельной упаковке.

Инструкцией запрещено перевозить народное достояние в мягкой таре. Определённые для икон во время путешествия также температура (до 19 градусов) и влажность (около 50%). Между Минском и Толедо по прямой 3497 километров. Четыре дня отвели выставке, чтобы пересечь континент, 16 декабря открытие, и через три месяца – назад, как в разрешении на вывоз.

Мария Нецветаева, заведующая сектором Министерства культуры Беларуси: «Для таможни они находятся под контролем. Они выезжают и въезжают по красному коридору. Если что-то не так, тут же последует сигнал в Министерство культуры».

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Шла гаворка аб тым, каб быў і адпаведны візіт іспанскага боку. Мы дамовіліся наконт двух партрэтаў Пятра і Паўла. Як гэта бачыў свецкі мастак Эль Грэка, вобразы святых».

Согласно путеводителям: старая столица (до 1561) – Толедо стоит в Испании отдельно и одиноко. Также, как в истории европейского искусства уроженец Крита Доменикоса Теотокопулоса. Под псевдонимом «Эль Греко» он соединил в своей живописи традиции православной Византии и католической Италии. Точь-в-точь поступали и ныне неизвестные белорусские иконописцы, создавшие «ключ», которым уже мы открываем двери великих музеев, городов и стран. 

Подписывайтесь на нас в Telegram