Верховный суд Беларуси 10 июня вынес приговор по делу бывшего руководителя Витебской птицефабрики Анны Шарейко. Она получила 2,5 года лишения свободы и штраф в Br31 млн, но была освобождена прямо в зале суда. Этот судебный процесс получил широкий общественный резонанс в августе 2014 года. Тогда члена верхней палаты парламента Шарейко задержали по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями, лишив депутатской неприкосновенности.
До задержания Анну Шарейко знали в стране как руководителя весьма успешного предприятия и депутата верхней палаты парламента. Тогда, в августе 2014 года, этот арест у многих наблюдателей вызвал недоумение. Человек, сумевший за несколько лет вывести предприятие в десятку лучших в агросекторе и создать из Витебской птицефабрики успешный бренд, вдруг оказывается в центре коррупционного скандала. По версии следствия, Шарейко способствовала закупке кормов у иностранной фирмы по завышенным ценам. Ущерб оценили в миллиарды рублей. На скамье подсудимых кроме Шарейко оказались ещё шесть человек. Это члены конкурсной комиссии и два поставщика.
Спустя почти полтора года материалы направили в Верховный суд – ему, по белорусским законам, подсудны дела об уголовных преследованиях в отношении членов Совета Республики. На первом же слушании обвиняемые объяснили свою позицию: они действовали исключительно в интересах предприятия. В корме, который закупали у литовских поставщиков, больше белка, а если бройлеров кормить белорусским аналогом – потратились бы ещё и на добавки, что намного дороже. У следствия – другая версия – личная выгода. В итоге слушания растянулись более чем на три месяца. И вот решение суда – 2,5 года лишения свободы. Но тут же, в зале суда, Анну Шарейко освободили.
Суд зачёл время, которое Шарейко провела под стражей и применил амнистию. Срок Надежды Семченковой – заместителя бывшего директора по птицеводству – также сократили по амнистии.
Гражданин Литвы Вальдемарас Норкус (бизнес-партнёр Шарейко, который поставлял корма) получил два года лишения свободы, но по тем же причинам через месяц выйдет на свободу. Приговор ещё двоим фигурантам – различные сроки ограничения свободы.
Несмотря на то, что практически все сегодня смогут вернуться домой, судом они признаны виновными в нанесении вреда государственным и общественным интересам. Даже несмотря на такой исход дела, они по-прежнему настаивают – никакого злого умысла не имели.
Анна Шарейко, осуждённая: «Я до сих пор не считаю себя виновной нисколько, в полном объёме не признаю свою вину. Для меня этот обвинительный приговор немножко огорчительный, потому что ни в чём я не виновата, я всегда работала в интересах этой фабрики».
Будет ли Анна Шарейко продолжать работу на прежнем месте – ещё не знает. Осталось ли доверие – поймёт, когда посетит родное предприятие. На фабрику она собирается в понедельник, а пока проведёт выходные с близкими людьми.
По подсчётам самой Шарейко, за время отсутствия ключевых специалистов предприятие стало стремительно терять позиции на рынке. Поэтому на возвращение бывшего гендиректора к работе рассчитывает и коллектив, многие из работников присутствовали в зале суда. Тем более что наказание Анне Шарейко в виде лишения права занимать руководящие должности в течение пяти лет также попало под амнистию. Впрочем, приговор уже вступил в законную силу, но может быть обжалован в порядке надзора. Сторона обвинения судебное решение оставила без комментариев.
Подписывайтесь на нас в Telegram