Ведущая «Радио ОНТ» Алла Шарко представит Беларусь на IV Биеннале изобразительного искусства и документальной фотографии в Берлине

​6 октября в Германии в самом сердце Берлина откроется крупнейшая фотовыставка в Европе: «Палаццо Италия» принимает IV Биеннале изобразительного искусства и документальной фотографии. 446 авторов из 41 страны мира продемонстрируют 1 230 современных фотографий, иллюстрирующих разные срезы жизни нашей планеты. Среди них и автор из Беларуси – Алла Шарко, ведущая «Радио ОНТ», с которой мы и пообщались накануне её отъезда в Берлин.
Ведущая «Радио ОНТ» Алла Шарко представит Беларусь на IV Биеннале изобразительного искусства и документальной фотографии в Берлине

6 октября в Германии в самом сердце Берлина откроется крупнейшая фотовыставка в Европе: «Палаццо Италия» принимает IV Биеннале изобразительного искусства и документальной фотографии. 446 авторов из 41 страны мира продемонстрируют 1 230 современных фотографий, иллюстрирующих разные срезы жизни нашей планеты. 65% участников – финалистки конкурса для женщин-фотографов имени Джулии Маргарет Камерон. Среди них и автор из Беларуси – Алла Шарко, ведущая «Радио ОНТ», с которой мы и пообщались накануне её отъезда в Берлин.

 Алла, начнём с начала: как Вы решились принять участие в фотоконкурсе, Вы ведь не профессиональный фотограф?

Как и всё самое интересное в жизни – абсолютно случайно! Мы часто делаем что-то, не ожидая результата, вот и моё участие было внезапным: увидела объявление о конкурсе имени Джулии Маргарет Камерон для женщин-фотолюбителей. Я не профессионал – сейчас такое время, когда каждый человек фотографирует. Вот и решилась выслать свои работы.

 Почему именно туда, ведь фотоконкурсов разного уровня сейчас проходит довольно много?

Джулия Маргарет ведь не училась фотографии, да и фотоаппарат в руки взяла только в 48 лет, однако у неё получались замечательные портретные снимки. Опустим, конечно, тот факт, что она снимала великих людей викторианской эпохи, что само по себе имеет особую ценность. Она одной из первых в то время (с 1863 года) стала делать фото спонтанно, потом экспериментировала со светом.

Я думаю, что в её фотографиях есть самое главное – часть жизни, то самое волшебство, которое нам подарило появление фотографии, когда техника «ловит» фрагмент неповторяющегося времени, и это маленькое «здесь и сейчас» ты можешь держать в руках. Фотография для меня – «машина времени», благодаря которой можно увидеть уже ушедших родных людей, места из прошлого...

– Как выбирали фото для конкурса?

Когда прочитала о конкурсе, то сразу поняла, какая из фотографий отправится на суд жюри. Её я сделала во дворике дома моей бабушки. Там растёт большое дерево – грецкий орех, под ним – лавочка, на которой сидела бабушка. Я вынесла фотоаппарат, чтобы сделать несколько снимков – такая у нас традиция накануне отъезда. Сделала кадр, и что-то там зацепило меня в этой фотографии – наверное, в ней осталось особое настроение… ожидания. Но я не специалист, чтобы объяснить это.

– Возможно, именно это и выделило Вашу работу среди остальных?

Я не знаю, всё же фото оценивалось среди любительских работ. В нём нет спецэффектов, я не применяю обработок – всё натурально. Возможно, именно на простоту и естественность и обратили внимание специалисты. В конкурсе Камерон вместе с моей работой оценивали более 12 000 снимков из 57 стран.

 Алла, как получилось, что Ваша работа теперь участвует в Фотобиеннале – крупнейшей фотовыставке в Европе?

То, что мне пришло приглашение принять в ней участие, стало для меня полной неожиданностью. Финалистов конкурса Камерон пригласили, как и финалистов других европейских фотоконкурсов.

– Вопрос, наверное, из области философии: как Вы думаете, фотограф-женщина может сделать снимок, кардинально отличающийся от снимка фотографа-мужчины?

Каждое фото неповторимо, «мужское» оно или «женское». Возможно, женщина делает акцент на вещи, которые для мужского восприятия не всегда заметны – нюансы настроения, поведения модели. Однако я не могу утверждать, что это именно гендерное различие. Вот сейчас много пишут о скандальном закрытии в Москве фотовыставки Джока Стёрджеса. А ведь этот фотограф, он мужчина, фантастически держит баланс, в его работах тончайшие нюансы – эстетика, изучение телесности человека, сексуальности… Он словно учёный, чьи исследования не всегда понятны публике – словно радио работает на другой частоте и не все его ловят, а, может, просто не настроены на волну…

– Кстати, о радио. Вы работаете на «Радио ОНТ», делаете новости. Не приходила ли в голову мысль заняться фотожурналистикой?

Не думала об этом. Моя работа мне нравится. Я делаю информационную картину каждого часа – это тоже своеобразная «фотография», отражение эпизода жизни нашей планеты. Это моя «картинка мира» в определённый момент времени.

Я благодарна и телеканалу ОНТ, и «Радио ОНТ» за хорошее отношение к моим таким разным увлечениям. Всегда приятно работать в коллективе, где тебя ценят не только за то, что ты делаешь на рабочем месте. Если окружающие принимают и поддерживают твоё развитие, тогда и работаешь с душой. Атмосфера очень важна.

– Разные увлечения? А чем ещё Вы увлекаетесь, помимо работы и фотографирования?

Вышла моя дебютная книга для детей, сейчас готовим с издательством «Пачатковая школа» её переиздание на белорусском языке. Я постоянно участвую в обучающих семинарах на темы журналистики, культуры, истории. Конечно, в своё свободное время. Спасибо «Радио ОНТ», отпускают меня в Берлин на открытие Биеннале, хотя на подходе новый сезон…

– Удачной Вам поездки! С какими ожиданиями отправляетесь в путь?

Спасибо! Наверное, 6 октября буду немного волноваться возле своей фотографии, смотреть, как на неё реагируют зрители. Кроме того, что впервые буду участвовать как фотограф в такой выставке, представлять нашу страну, ещё, надеюсь, смогу пообщаться с одним из самых крутых фотографов – Стивом Маккарри и увидеть его ретроспективу. Выставка будет работать до конца октября – приглашаю!

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Германия