Наверняка вы хотя бы раз слышали, что «все войны заканчиваются переговорами». Но есть и продолжение. «Так почему же сразу не начать с переговоров?» – сказал как-то первый премьер-министр Индии, отец Индиры Ганди. А и в самом деле? Но вот наш обозреватель Глеб Лавров в это не очень-то верит. Да и в истории все неоднозначно. Одним словом, как посмотреть.
Согласно распространенному выражению, роль дипломатии в истории можно описать фразой: все войны заканчиваются переговорами. И как это случается в истории достаточно часто, сама история с этим выражением… не согласна. Ведь, во-первых, по вполне понятным причинам не все войны заканчиваются переговорами – порой переговариваться не то чтобы не о чем. Но не с кем. А во-вторых, даже и после переговоров войны, бывает, что НЕ заканчиваются.
Так, в тридцатилетней войне католиков и протестантов 1618-1648 годов, в которой порой на обеих сторонах принимала участие едва ли не вся Европа, включая трех мушкетеров. Так вот, в этой вполне себе мировой войне бывали «кружевные перемирия». Смолкали мушкеты и пушки – а все для того, чтобы заклятые враги могли постирать и высушить свои богато украшенные наряды перед очередным историческим побоищем.
В котором его участники опять замарывались землей и кровью настолько, что переставали быть различимы.
На другой стороне Земли стремление к чистоте, напротив, стало причиной и отсутствия боевых действий, и весьма длительных переговоров о мире. Там, на острове Сан-Хуан, у западного побережья нынешних США и Канады в середине XIX века свинья подданного Британии сожрала картофель на поле американца. Американец нарушительницу убил. И британец потребовал его ареста. Чтобы защитить своего, Штаты прислали войска. Британцы – тоже. К острову был стянут флот. Но когда солдаты обеих сторон выяснили, по какой «свинской» причине может начаться бойня двух морских держав – воевать не стали. Однако, чтобы установить окончательный мир, понадобились еще 12 (!) лет переговоров и даже помощь императора Германии. И, возможно, это был почти единственный случай, когда немецкое посредничество миру помогло.
А вот самый длительный в истории конфликт завершился вовсе без мирных переговоров. Боевые действия третей пунической войны между Римом и Карфагеном начались в 149-м году до нашей эры. И окончились полным уничтожением почти не имевшего военных сил торгового города в Африке. И, как и призывали обитатели одной из колыбелей европейского гуманизма, Карфаген-таки «был разрушен». Выживших обитателей европейцы продали в рабство. И потому о том, чтобы отменить состояние войны, в Риме речи не шло. В итоге соглашение между мэром Вечного города и мэром одного из автономных районов столицы Туниса, где когда-то и располагался Карфаген, подписали лишь в 1985-м. Только тогда формально кончилась война длиной в две тысячи лет! Но в наши дни отношения потомков римлян и африканцев снова вряд ли назовешь цивилизованными. После начатой США как раз с Туниса Арабской весны с гуманностью в Средиземноморье проблемы опять.
Всякое случалось в истории. И в истории дипломатии тоже. Совсем недавно, к примеру, главный по должности дипломат Евросоюза заявлял, что добиться мира можно только на поле боя. А Европейский фонд поддержки мира прямо сейчас продолжает финансирование закупок вооружений. Поэтому и призыв к скорейшему началу переговоров со стороны политиков Запада – это вовсе не обязательно желание положить конец боевым действиям на востоке. Зима близко! Вот и стараются, например, в Италии обеспечить тепло. Для себя. Но даже понимая все это. И даже зная, что дипломатические усилия – совсем не всегда приносят результаты... Важно помнить, «главное сейчас – прекратить войну, чтобы не гибли люди».
Минск говорил так в октябре 14-го. И Минск имеет право повторять это. Потому что, как ни посмотри, а именно мы – не Европа в кружевных трусиках, не США и Великобритания, готовые чуть-что вызывать военный флот, даже не Рим – именно белорусы не заинтересованы в войнах. И НИКОГДА не были. И так в нашей истории было ВСЕГДА.
Подписывайтесь на нас в Telegram