В Третьяковке открывается выставка работ Ильи Репина, на которой представлены три картины из Беларуси

396

Шедевры из постоянной экспозиции Национального художественного музея Беларуси снова представлены в Москве. В российской столице открылась крупнейшая в истории ретроспектива работ художника Ильи Репина. Живописец часто гостил в Беларуси. Он владел усадьбой Здравнёво на Витебщине. Свою коллекцию картин Репина Национальный художественный музей собирал не меньше полувека. Большинство полотен попало в неё благодаря легендарной Елене Аладовой. Две из трёх работ, которые сейчас отданы для временного экспонирования, россияне увидят впервые. 

Три этажа новой Третьяковки: 170 живописных полотен, 130 графических работ из 35 музеев, в том числе и из Беларуси. Нынешнюю ретроспективу произведений Ильи Репина ещё до открытия в арт-мире называли выставкой года. «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и достойное отдельного зала «Торжественное заседание Государственного совета...» – никогда в России не объединяли все эти полотна вместе. Сделали накануне юбилея, чтобы показать Репина-реалиста. Собирали лучшие работы по всему миру.

Нина Маркова, куратор выставки «Илья Репин»: «Нам важно было показать шедевры, без которых немыслимо наше представление о Репине, а также показать что-то новое и неожиданное – Репин-иллюстратор».

Белорусский Репин на выставку в Москву приехал из Национального художественного музея. Из 12 работ передвижника, которые принадлежат Беларуси, на ретроспективу в Третьяковку отдали три: «Портрет Марии Андреевой», «Портрет Василия Сварога» и «Лунную ночь. Здравнёво». Все три полотна из постоянной экспозиции. Каждое их них считается титульным, т.е. хрестоматийным. В Минске сотрудники Третьяковки старались отобрать разноплановые работы. Всё вернут в целости и сохранности.

Эти зарубежные гастроли для двух их трёх наших работ – абсолютная премьера. Ни «Портрет Марии Андреевой», ни «Лунная ночь. Здравнёво» (картина, написанная Репиным в своей белорусской усадьбе на берегу Западной Двины) никогда не покидали залов Национального художественного музея. После завершения выставок в Москве и в Питере на специально оборудованном транспорте с сопровождением «гостевые работы», в том числе и из белорусской коллекции, вернутся в постоянные экспозиции.

Третьяковку после скандала с кражей картины Куинджи ждёт испытание. Тогда всё списывали на большой поток людей, за которым уследить невозможно. Увидеть Репина будет ещё больше желающих. У творчества художника, кстати, есть и противники. Они считают его антирелигиозным и даже антирусским. Усиленная охрана сейчас направлена не только против воровства, но и против попыток вандализма.