В Шклове под крышей старого здания обнаружили лапти столетней давности. Больше 500 пар. При этом обувь сохранилась практически в первозданном виде. Сейчас историки гадают, как популярные когда-то лапти оказались заброшенными на чердак.
Сотни лаптей в идеальном состоянии, словно их только сплели… Как говориться, бери и носи. В то, что обувь из лыка почти сто лет пролежала на чердаке и так сохранилась, шкловские историки поверили не сразу.
Юрий Денисенко, научный сотрудник Шкловского районного историко-краеведческого музея: «Лапти, скорее всего, готовились на продажу. Мы видим перевязи, которые, скорее всего, вешались в торговых лотках, чтобы покупатель видел товар».
Прочность плетения время пощадило, остался даже тонкий древесный аромат. А вот над внешним видом надо поработать. Реставрировать обувь решили своими силами.
Алина Шафранская, художник Шкловского районного историко-краеведческого музея: «Сейчас я избавляю лапти от пыли, от всякой грязи, от плесени. Затем мы их будем мыть и просушивать. И они будут выглядеть как новые».
Склад лаптей случайно обнаружили под крышей старинной постройки. По кирпичной кладке и цементу историки определили: здание 19 века. Тогда здесь был еврейский квартал, до сих пор рядом стоит синагога. В этом году строение продали частнику, он начал ремонт и лапти «всплыли» из обрывков истории.
Лариса Силивестрова, директор Шкловского районного историко-краеведческого музея: «Уже в послереволюционные события это здание было отдано потребкооперации. Возможно, вскоре началась Великая Отечественная война, лапти своей реализации не нашли».
Больших артелей по производству обуви в Шклове не было. Товар попадал сюда из других регионов, а потом продавался на базарах.
Лапти производили массово, однако всё же это был ручной труд. А значит, у каждой пары были неповторимые черты. Сочетание красного и белого лыка придавало простой обуви нарядный вид. Поэтому лапти-похлопни носили исключительно по праздникам.
К середине 20-го века обувь в её привычном понимании начала вытеснять лапти из обихода, стало забываться и ремесло. Теперь мастеров, которые могут сплести лапоть в регионе, можно пересчитать по пальцам. В Дрибинской деревне Коровчино возродили весь процесс от заготовки лыка до техники плетения.
Валентина Моисеева, младший научный сотрудник дома ремёсел Дрибинского района: «Это зрячий лапоть, потому что у него глазок. И это была повседневная обувь. Её носили, когда осень, зима и весна, когда было холодно. Летом (в основном) ходили босиком».
10 лет назад дрибинские лапти признали нематериальным историко-культурным наследием Беларуси, которое теперь передают из уст в уста. Как только начнётся учебный год, в доме ремесёл школьники начнут отрабатывать технику плетения на крафт-бумаге. В Шклове тоже решили возрождать забытые традиции: предсказуемо, что часть найденного оформят в экспозицию, а ещё всем желающим будут давать лапти на примерку. Вдруг понравится.
Подписывайтесь на нас в Telegram