На Востоке Украины нарастает напряжение. Режим прекращения огня, договорённость о котором была достигнута в Минске в феврале этого года, не соблюдается всё чаще. Причём стороны обвиняют друг друга в нарушении «режима тишины» и заявляют, что ведут только ответный огонь. А на минувшей неделе наблюдатели ОБСЕ заявили: их беспилотник зафиксировал концентрацию тяжёлого вооружения там, где по минскому протоколу его быть не должно.
На передовую мы едем вместе с донецким военным со звучным позывным «Разведка». Пока на фронте тихо, он хочет показать тыл – изнанку войны.
Позывной «Разведка»: «Сейчас идёт война артиллерии. Тот, кто нажимает на гашетку или курок, он даже не знает, куда он стреляет».
Посёлок Старомихайловка на выезде из Донецка – так называемая буферная, или Нейтральная зона. С одной стороны – блок-пост Донецкой Народной Республики, а всего в нескольких километрах – позиции Национальной Гвардии Украины. Жители села не по своей воле оказались между двух огней.
Галина, житель п. Старомихайловка: «Мы попадаем под обстрел и с той стороны, когда фигачат, и с этой. Заедет танк на кирпичный завод – и куда придётся, туда и лупит!».
Воронки посреди дорог, разрушенная больница, клуб и магазин. В буферной зоне к этому давно привыкли. Даже смирились, что после августовской бомбёжки линии электропередачив населённом пункте до сих пор нет света.
Галина, житель п. Старомихайловка: «Приходишь и при фонарике светишь, чтобы зажарка не загорелась, чтобы борщ сварить или суп сварганить».
Те, кто остался на неподконтрольной ни одной из сторон территории, ждут не чьей-то победы, а окончательной остановки кровопролития.
Александра, житель п. Старомихайловка: «Чтобы мирились, драться это плохо будет всё равно! Лучше пусть мирятся, тогда будет хорошо!».
Рядом со своей базой ополченцы организовали импровизированную выставку. Экспонаты – всё, что изъяли за неделю из стен близлежащих домов – от мин до лопастей ракет.
Позывной «Меченный», боец донецкого Казачьего Союза: «Эти вот снаряды, они во время перемирия прилетели по многоэтажке».
Пока нет боевых действий, в казарме – относительное спокойствие. Бойцы пьют чай у телевизора. Коротают дни вместе с котом по кличке Аборт – такая команда подаётся при вылете мины.
Во время затишья разведчики, снайперы, минёры обосновались в загородном доме. На этой (см. видео – прим.ред.) даче квартируют двадцать пять человек. За нардами только и разговоров о том, когда снова пойдут в наступление.
Главная причина продолжать воевать у большинства – защитить от удара свои семьи. Стены военной базы увешаны детскими рисунками – их ополченцам присылают из детских садов. Игорь берёт в бой картинки шестилетней дочки.
Игорь, позывной «Лис», боец донецкого Казачьего Союза: «С собой носишь, в сумочке лежит. Я стараюсь дочку не огорчать, не говорю, что воюю. Папа – на работе. Она в это верит. Стараемся меньше травмировать детей».
Атмосфера спокойствия на даче-казарме только видимая. На самом деле спецы не расслабляются ни на минуту. Вот и сейчас мимоходом перехватили радиопереговоры противника.
Свои автоматы ополченцы тоже далеко не откладывали. Бывший шиномонтажник, а теперь оружейник Александр, показывает святая-святых – кладовую с боеприпасами.
Позывной «Шина», боец донецкого Казачьего Союза: «Это мушка, это шмель. С танками хорошо воевать им. Вот пулемётик (см. видео – прим.ред.)…»
Украинские военнослужащие подтверждают, что мелкие стычки в приграничных сёлах не прекращаются. Тяжёлую артиллерию после подписания Минских договорённостей обоюдно отвели. Тем не менее, провокации продолжаются.
Этот (см. видео – прим.ред.) подорванный ещё летом мост – негласная граница, через которую продолжают вести перестрелки.
Позывной «Давид», командир подразделения батальона «Айдар» (Украина): «Они выходили даже на прямой контакт недавно, вон на том берегу (см. видео – прим.ред.). Стояли машины, днём это было, прикрылись местными жителями и в нашу сторону вели огонь».
Не желая становиться живым щитом, сельчане без восторга встречают людей в форме. Иван Михайлович – один из немногих, кто продолжает относиться к военнослужащим без неприязни, пускает их в дом.
Иван Мироненко: «За водой езжайте туда, где флаг висит. Так сюда они приехали, бедолаги, и всё лето воду набирали».
Глава донецкого Казачьего Союза «Область Войска Донского» Юрий Сафроненко считает, что его подразделение должно проявлять себя не только на передовой, но и помогать мирному населению. Бойцы уже восстановили несколько разрушенных школ, детских садов, и даже подняли из руин хлебозавод.
Юрий Сафроненко, глава Казачьего Союза «Область Войска Донского»: «На данный момент войной является не только стрельба во врага, но даже помочь бабушке того же угля привезти или хлеба – это очень важно. Нам с этим народом после войны жить. И я не хотел бы, чтоб этот народ жил в нищете».
На прощанье Юрий Сафроненко показывает голубятню. Увлечение, которое не оставил даже на войне.
Юрий Сафроненко, глава Казачьего Союза «Область Войска Донского»: «Вот в одной руке у меня символ мира, а вот пистолет (см. видео – прим.ред.). Хотелось бы, чтобы я на голубятню сюда залазил уже без пистолета. Вот тогда будет мир».
Подписывайтесь на нас в Telegram