«Беларуськалий» поставит в Китай 1,3 млн тонн хлоркалия в 2016 году

439

В морском порту Клайпеды готовятся к загрузке судов, которые транзитом через Литву доставят минеральные удобрения из Солигорска в Китай. Этот контракт один из самых крупных в истории «Беларуськалия».

Десятки вагонов и тонны минеральных удобрений. Именно с этого терминала в Клайпедском морском порту продукция «Беларуськалия» расходится по всему миру. Разгрузка непрерывная – помогает уникальный конвейер, разработанный в Солигорске. Из вагонов соль элеватором поднимают в огромное хранилище.

Эту соляную гору погрузчик может перевозить до глубокой ночи. Удобрения затем попадают в так называемый шип-лоудер, «загрузчик кораблей». И масштаб экспорта становится понятен, как только открываются трюмы.

Заполняют порой несколько суток, чтобы судно не дало крен, соль ссыпают поочерёдно в каждый трюм. И только затем корабли отправятся по месту назначения.

Впрочем, загрузить два судна – это капля в Балтийском море, говорят в Клайпеде. Объёмы продаж Солигорска даже в кораблях представить сложно. Фактически литовский порт зависит от экспортной интенсивности «Беларуськалия».

В июне объём отправки сыпучих грузов из Клайпедского морского порта упал на 17% по сравнению с июнем 2015 года. В основном из-за того, что оборот снизил главный игрок – «Беларуськалий». Но в дирекции порта уверены – показатели вернутся на максимальный уровень. Ведь в Солигорске заключили крупный контракт на поставку минеральных удобрений в Китай.

1 млн 300 тыс. тонн калия до конца года – это колоссальный объём работы, который, впрочем, сулит огромную выручку – $219 за тонну. Отгрузка начнётся уже на этой неделе. Директор белорусско-литовской компании, которая и занимается перевалкой солигорской соли, признаётся: «Беларуськалий» только выиграл от разрыва сотрудничества с «Уралкалием». Ведь белорусы и сами могут успешно продавать, стабильно наращивая объёмы каждый год.

Ценность партнёров из Беларуси понимают и в дирекции порта. Не только «Беларуськалий»: «Гродно-Азот» и все нефтезаводы тоже экспортируют из Клайпеды. Переманить таких VIP-клиентов пытается Рижский порт. Латвия даже предложила сниженные тарифы на транзит по железной дороге. Но Литва всё же выигрывает – это ближе, а значит – дешевле, да и технологически Клайпеда куда более продвинута.

К тому же, Солигорск и Клайпеду связывают и планы долгосрочные. К лету 2017 года здесь построят ещё один терминал «Беларуськалия». Возведение уже началось. Цена вопроса – 50 млн евро, но инвестиции полностью окупятся всего за восемь лет.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Корреспонденты:
Игорь Тур
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Литва