На Полесье разгар сбора клюквы. Испокон веков красная ягода считалась кладезью витаминов – недаром ее называли жемчужиной болот. Со временем люди даже научились выращивать болотную ягоду, но по-прежнему на карте страны есть места, где сама земля кормит. Причем урожая на Ольманских болотах хватает и белорусам, и соседям-украинцам.
Но не только здоровья ради. Для многих клюква – это источник дохода. Каждый год вереницы сборщиков дикоросов направляются в сторону белорусской границы в поисках «красного золота». В самую южную точку страны отправилась наша съемочная группа.
Ольманские болота – крупнейшие в Европе, которые сохранились в естественном состоянии. На почти 100 тысячах гектарах есть совсем непроходимые места, но людей это не останавливает. Каждый сезон, начиная с августа и до середины ноября, люди устремляются на болота за красной ягодой.
Погранпереход «Мутвица» расположен в самой южной точке страны. По ту сторону границы – украинские села. В сезон сбора ягод движение здесь не прекращается, в день границу пересекают около 300 человек.
Жителям украинских деревень до клюквенных плантаций – рукой подать, заплатив годовую пошлину 10 базовых величин, спешат пораньше пройти границу, чтобы занять делянку и до вечера наполнить ягодой мешки.
Ольге сорок лет, и половину жизни она ходит за клюквой, родом из соседних Дроздов, ориентируется на местности с закрытыми глазами. Труд, мягко говоря, нелегкий, но выхода нет. Муж умер, одна воспитывает дочку. Рассчитывать приходится только на свои силы.
То, что время – деньги, на болоте знают, как никто. В среднем за день получается собрать 40-килограммовый мешок. Ноша – неженская, приходится приспосабливаться. Мужчины сюда забредают редко…
Конфликта интересов здесь нет, территория – огромная, ягоды хватает и местным и соседям. Тем более что глубже десяти километров украинцам заходить нельзя – такие приграничные правила. Их установили в 2011 году, когда было подписано двухстороннее соглашение между соседними странами о сезонном открытии границ для местных украинцев.
Михаил Бут-Гусаим, официальный представитель Пинского пограничного отряда: «Граждане Украины посещают Беларусь в два этапа. В июле они собирают чернику, а уже с первых чисел сентября и по 15 октября собирают клюкву. Могут посещать Беларусь только с целью сбора дикоросов и только в течении светового дня возвращаться. Также практикуем посещение украинцами, так как сохранились кладбища, они посещают могилы родственников».
Этническая связь между людьми по разные стороны границы существовала всегда. На той стороне остались белорусы из переселенных в 60-е Мерлинских хуторов – это и стало главным аргументом для пропускного режима.
Дорога к сердцу Ольманских болот – настоящее приключение. Здесь резиновые сапоги не спасут. На полпути пересаживаемся на пограничный вездеход, уверяют: современная техника преодолевает самые топкие болота. Нарушители на этом участке границы хоть и встречаются редко, но здесь своя специфика – никаких заборов, линия границы обозначена лишь пограничными знаками. Оттого и контроль куда более пристальный – без современной техники не обойтись.
«Шерп» на вооружение погранчасти поступил месяц назад. Это вездеход-амфибия – еще более устойчивый и проходимый, будь то трясина или озеро, завалы деревьев или огромные камни на пути – доставит в самые непроходимые места.
Александр Шабунько, начальник отделения пограничного поста «Мутвица»: «Управляется благодаря гидравлической системе. Особенность в том, что колеса закачиваются за счет выхлопных газов. Включается заслонка, накачиваются колеса, также он может плавать на реке».
Ближе к вечеру уставшие и промокшие до костей сборщики ягод выходят из болот… В компании – старики и молодежь, помогают родителям зарабатывать на хлеб. Он, говорят, нелегкий, особенно в деревнях. Люди цепляются за любую работу.
Цена на красную ягоду, говорят, сильно упала, скупщики дают по 30 гривен за килограмм (примерно доллар), а потому не спешат сдавать, зимой можно подороже. Самым выносливым за клюквенный сезон удается заработать несколько тысяч долларов. Непосильный труд, но за счет него можно жить.
«Мутвица» – чуть ли не единственное место на границе с Украиной, где не висит замок. Все остальные пункты пропуска закрыты из-за коронавируса. Здоровье, говорят, важно, но самих украинцев гораздо больше волнует насущный вопрос, а потому каких-либо изменений не хотят. Тем более только разгар сезона – и «полесское золото» еще рассыпано по земле.
Подписывайтесь на нас в Telegram