В парламенте обсудили итоги проделанной работы в разных отраслях и перспективах развития экономики. Как правительство справляется с поставленной целью?

 Согласно докладу, с плюсом в этом году сработал целый ряд отраслей.

В парламенте обсудили итоги проделанной работы в разных отраслях и перспективах развития экономики.  Как правительство справляется с поставленной целью?

Об итогах проделанной работы в различных отраслях, а также перспективах развития экономики сегодня говорили в парламенте. По традиции правительство отчиталось перед сенаторами и депутатским корпусом. А парламентарии в ответ задали волнующие вопросы от имени народа. Сегодня многие предприятия почувствовали на себе западную политику ограничений. Задача Совмина – нивелировать санкционные последствия и для экономики, и для людей. Как правительство справляется с поставленной целью? Из Овального зала репортаж Антона Ковальчука.


За трибуной – вице-премьер Петр Пархомчик. Согласно докладу, с плюсом в этом году сработал целый ряд отраслей. В промышленности – положительная динамика. За 10 месяцев произвели продукции почти на 20 миллиардов рублей. Причем все тут же распродается – запасы на складах предприятий меньше среднемесячного объема производства. А еще – промышленный комплекс – это треть ВВП страны и около 80% экспорта товаров. Пока не достигла уровня прошлого года нефтепереработка, хотя восстановительная динамика – налицо.

Денис Карась, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Те возможности, которые предоставляет нам азиатский рынок, Россия, которая раньше была не изучена, сейчас нам дает новые шансы показать весь потенциал и реализовать всю мощь, которую мы можем предложить».

Очевидный подъем переживает машиностроение. На «Белджи» произвели более ста тысяч авто. И это лишь за 4 года! За пару лет количество электромобилей в стране увеличилось почти в 40 раз. Тенденция – на переход к экологичному виду транспорта. В целом прирост экспорта продукции машиностроения в дружественные страны – более миллиарда долларов.

Игорь Хлобукин, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Вопрос электротранспорта – это не просто экологическая безопасность, это, конечно же, и развитие нашей "зеленой" энергетики, поддержка мощностей БелАЭС, это перспектива, за этим будущее. В этом году, может, не совсем получилось обеспечить электробусами наши регионы, большинство из них было поставлено за рубеж. В 2023-м пилотный проект в небольшом городе с переходом всего автобусного парка на электротранспорт будет реализован».

Несмотря на санкционные препоны, «Беллегпром» значительно прибавил. Поставки в Россию выросли на треть. Существенно увеличился экспорт в Китай, Индию, Казахстан, где товар в рекламе не нуждается. О нашем качестве знают не понаслышке. При большом спросе производитель в первую очередь обеспечивает одеждой и обувью белорусских покупателей по приемлемым ценам, а уже все остальное – на экспорт.

Татьяна Лугина, председатель концерна «Беллегпром»: «Расслабляться нельзя. Потому что 2023 год тоже будет сложный. Невзирая на то, что как концерн или предприятие легкой промышленности в прошлом году сделали и вышли по итогам года по показателю экспорта с темпом 121% – это достаточно серьезная база, – в этом году мы планируем по предприятиям концерна закончить 108-109%. В целом по стране, я думаю, что мы 103-104% должны тоже иметь». 

Все, что не прозвучало с трибуны, парламентарии вправе уточнить у вице-премьера или профильных министров. Или даже предложить. Депутаты ближе к людям, знают о чаяниях. Так что – все от жизни. Уже традиционный формат «вопрос-просьба-ответ».

Олег Гайдукевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Проблема новых автомобилей на ближайшие годы. Это выбор этих авто, цена и производство. У меня вопрос такой: как движется сейчас кооперация между Россией и Беларусью, совместные проекты? Люди хотят покупать разное, и я не думаю, что европейские марки вернутся скоро. И об этом надо думать».

Петр Пархомчик, заместитель премьер-министра Беларуси: «Вы правильно сказали – одни и те же игроки пытаются и на нашей территории предложить свои услуги, это и Иран, ряд других китайских производителей легковых авто. Но нам очень важно договориться и получить лицензионное право на глубокую локализацию данных авто. Не удивляйтесь, забегу вперед, буквально в следующем году автомобиль "Белджи", который вы привыкли видеть под нашим брендом, с нашими логотипами, – будем двигаться к тому, чтобы он и вправду стал белорусским». 

Игорь Волков, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Рассмотрите возможность на вашем уровне, чтобы наша химпромышленность имела возможность выпуска химпрепаратов и реактивов для наших образовательных учреждений. В школах немножко подносились с этим. И если это будет принято положительно – как-то проинформируйте».

Петр Пархомчик, заместитель премьер-министра Беларуси: «Слишком много химрастворов, которые не производятся ни в Беларуси, ни в России. И всегда эта наукоемкая работа требует больших капитальных вложений. И вот в рамках России и Беларуси мы как раз тоже обсуждаем эти вопросы. Тут вопрос чисто внутренний, поэтому я думаю, что "Белнефтехим" услышал. Рассмотрим и окажем содействие».

Что ни говори, а время западных ограничений и уход зарубежных игроков с рынка открыли еще больше возможностей. Акцент сейчас – на импортозамещение и инновации. Совместная деятельность с российскими коллегами в этом направлении активно реализуется.

Такие встречи правительства с депутатским корпусом в Овальном зале проходят на регулярной основе. Это прекрасная возможность подвести итоги работы ведомств, определить дальнейший вектор развития экономики, в том числе с учетом санкций. Модернизация промышленности, развитие торговли, снятие внешних барьеров, привлечение инвестиций. И в этих вопросах у Союзного государства и ЕАЭС уже виднеются радужные перспективы.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Антон Ковальчук
Операторы:
Виталий Мотин
География:
Беларусь