Неонацист стал мэром немецкого города

На неделе в небольшом немецком городке Альтенштадт-Вальдзидлунг выбрали мэра. Вряд ли кто-нибудь обратил бы на это внимание, если бы не партийная принадлежность нового городского главы. Новоизбранный Штефан Ягш – член неонацистской партии. Налет курьезности этой истории придал комментарий одного из членов городского совета, который пояснил, что Ягша выбрали не из-за политических взглядов, а из-за того, что он оказался единственным, кто знаком с компьютерами и может отправлять электронные письма. Так ли это на самом деле? Выяснял шеф Европейского бюро ОНТ Руслан Поддубский. 

Небольшая коммуна под названием Альтенштадт находится недалеко от Франкфурта. Результаты выборов главы местного совета на несколько дней стали едва ли не главной новостью не только Германии, но и всей Европы. Главой коммуны стал Штефан Ягш, член ультраправой Национал-демократической партии. НДП многие считают преемницей той самой Национал-демократической рабочей партии со свастикой на флагах. Несмотря на праворадикальный толк этого политического течения, попытки запретить деятельность национал-демократов в Германии пока не увенчались успехом.  

Штефан Ягш, председатель горсовета Альтенштадт, член Национал-демократической партии Германии: «Мне всегда удавалось отделить политику и частные вопросы, именно поэтому я не вижу никаких проблем. Я буду заниматься интересами местных жителей, то есть региональной, а не какой-то другой политикой».  

Штефан Ягш убеждает общественность, что его нынешняя работа и политика его партии – это разные вещи. Журналисты напоминают ему его недавние высказывания: интеграция – это геноцид, лодка полна, давайте остановим наводнение беженцев. Он – постоянный участник и организатор неспокойных митингов. Способен ли он спокойно работать и решать проблемы приезжих? Мнения местных жителей разделились. 

Оппоненты, настаивают, что дело не в преданности Штефана Ягша своему местечку, а в прецеденте, который появляется в государственном масштабе. Праворадикал приходит к власти – это первый случай, а ведь может быть и второй, и третий. В небольшом Альтенштадте достаточно приезжих, как и во всей Германии, и на вопрос, что они думают об этой ситуации, гастарбайтеры тактично уходят от ответов.  

Фараху 25 лет. Пять лет назад он приехал в Германию из Туниса. Поменял несколько городов. Сейчас живёт здесь, подрабатывает в кафе. К таким переменам в местной власти относится настороженно.  

Штефан Ягш, председатель горсовета  Альтенштадт, член Национал-демократической партии Германии: «Я не хочу комментировать региональную или федеральную политику в данный момент, поскольку я это строго отделяю. Моя нынешняя работа в качестве руководителя этого не касается».

В столице Евросоюза Урсула фон дер Ляйен делает то, что и положено вновь избранному председателю Европейской комиссии перед вступлением в должность. Она знакомит общественность со своей командой, с теми, кого она предлагает утвердить в должности европейских комиссаров. Выдержанный гендерный баланс: 13 женщин и 14 мужчин, равное количество претендентов с Востока и с Запада, совершенно новые люди и те, кто уже работал в прошлом составе. Ничего необычного, кроме одной новой должности, которую немка фон дер Ляйен учреждает своим решением.    

Урсула фон дер Ляйен, избранный председатель Европейской комиссии: «Маргаритис Схинас из Греции. Вы знаете его как бывшего депутата Европарламента. Вы знаете его как человека, который долгое время был пресс-секретарем Еврокомиссии. Это человек, который по-настоящему предан Европе и верит в неё. Он станет моим заместителем по защите европейского образа жизни».  

Отвечая на естественные вопросы журналистов, что это значит, фон дер Ляйен заявила, что наряду с культурой и образованием новому заму придётся координировать вопросы приема мигрантов и беженцев. Именно этот аспект   вызвал шквал критики в политической среде Евросоюза. Оппоненты увидели в таких формулировках симпатию главы европейского правительства правым идеям. Не удержался от критики даже уходящий Жан-Клод Юнкер.  

Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии«Мне не нравится подача, при которой европейский образ жизни противопоставляется миграции. Уважение к людям, которые прибывают издалека, – это часть европейского образа жизни». 

Не исключено, что под давлением депутатов и общественников должность, которую предложили 57-летнему греку, переименуют, но желание навести порядок в вопросах миграции у многих европолитиков пропадет вряд ли. Выборы в Европарламент этим летом показали: правые идеи и на Востоке Европы, в Италии, Франции, Германии продолжают набирать популярность. 

После медийной шумихи и под давлением общественности Штефан Ягш уже заявил, что готов уйти со своего поста. Глава Еврокомиссии может пойти на компромисс и скорректировать название должности своего заместителя. Изменит ли это тенденцию? Вряд ли. Счет погибших в Средиземном море в минувшем году перевалил за тысячу, Брюссель заявил, что будет реформировать систему распределения беженцев между странами ЕС, что создаст за пределами Евросоюза центры для их приёма, что избавит южные страны от наплыва незваных гостей. Но ни по одному пункту чиновники так и не договорились. Теперь это задача для новой команды Еврокомиссии или местных властей, которые, не надеясь на центр, все чаще пытаются решить свои проблемы своими силами. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Германия