Вообще-то отмечать собираются весь год. Ведь смотря от какой даты считать… 24 января 1939-го – подписан указ о создании «Государственной Картинной галереи БССР». Первых посетителей там приняли в ноябре. Кстати, в этот день двери в «Храм искусства» закрыли раньше.
Сразу три выставки к юбилею показали коллегам, которые после войны под руководством легендарной Елены Аладовой собирали шедевры. По ним теперь судят о нас во всём мире.
Своего рода «молчаливые» экскурсоводы. Доски-мемориалы – остановись, прохожий! Вот памятник эклектики (1879 год). Тут – в Мариинской гимназии – училась Ирма Яунзем (первая заслуженная артистка БССР). Сегодня – новая плита в бронзе. В память о галерее. что 80 лет спустя, уже в статусе музея, вышла фасадом туда, где начиналась её история.
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Дзякуючы падтрымцы кіраўніцтва нашай дзяржавы, Прэзідэнта, у гэтым годзе мы плануем здаць будынак па вуліцы Карла Маркса. Тут размесцяцца выставачныя залы, а таксама будзе арт-кафэ, будзе музейны кіёск. Гэта будзе цудоўны падарунак і нашым папярэднікам, якія закладвалі фундамент Нацыянальнага мастацкага».
За 80 зим Прокопцов – только четвёртый директор музея. Такой стабильности позавидует даже Лувр, который занимает квартал в центре Парижа. Минский аналог обещают лет через пять. Делают тщательно. Ведь многое в комплексе «охраняется государством». Со здания по улице Кирова убрали леса. Образец модерна начала XX века стал ещё красивее.
Быть бы музею здесь – на холме, над Свислочью. 70 лет назад – не просто мечта. Даже проект утвердили этакого античного «храма искусства». Пока же суть да дело... Объект «втиснули» в улицу Ленина. Аукнулось почти сразу... Уже в 1960-х 3230-ти квадратных метров ныне главного корпуса не хватало. С тех пор собрано 30476 экспонатов.
Своеобразные символы юбилея – «заходи, прохожий!» Искать в 18-ти залах. «Привет, старина!» древнебелорусской «Богоматери Умиление», «Портрету неизвестной...» Ивана Хруцкого, «Лету» художника Золотого века Голландии Томаса Хереманса, шедевру Ивана Шишкина. Сразу мастер написал «Болото», показал на вернисаже и дорисовал журавлей.
Юлия Мисюченко, художник-реставратор: «Самое сложное в западноевропейской живописи – это цвет. Так как я удаляла все реставрационные записи и старые тонировки, на местах утрат надо было восстановить рисунок».
Родная кисть итальянца Джироламо Троппа (автограф на лютне). «Открытие настоящего» – выставка-подарок от цеха реставраторов. Работы ещё не на одно поколение. Сейчас в постоянной экспозиции музея – около 3% раритетов. Самая большая коллекция – современного белорусского искусства. Свыше 15 тысяч единиц хранения.
Валентина Войцеховская, куратор выставки «Живописные мелодии: Раиса Кудревич»: «Она романтичная, она вдохновенная. И поэтому, если вертикальные форматы не преобладают, то они заметны на выставке».
Наталья Селицкая, куратор выставки «Живописные мелодии: Валериана Жолток»: «Она квадратная. То есть она очень ровная, выдержанная. И в то же время монументальная. Тут ни в коем случае нельзя говорить, что это миниатюрная или средняя художница».
Такова краткая характеристика героинь одного проекта-века. В феврале – 100 лет со дня рождения единственной народной художницы Беларуси Раисы Кудревич. В декабре столько же – классику натюрморта Валериане Жолток. «Живописные мелодии» – на знаменитой галерее. Это слово, которое связывает прошлое, настоящее, возьмут и в будущее музея.
Подписывайтесь на нас в Telegram