В Национальном художественном музее открылась выставка «Надя. К 115-летию со дня рождения Надежды Петровны Ходосевич»

В Национальном художественном музее открылась выставка «Надя. К 115-летию со дня рождения Надежды Петровны Ходосевич»

Выставка-блокбастер «Надя. К 115-летию со дня рождения Надежды Петровны Ходосевич» открылась сегодня в Национальном художественном музее. Проект – международный. Представлены произведения из отечественного собрания, а также частных французских коллекций. Монографическая ретроспектива показывает весь диапазон творчества спутницы великого авангардиста XX века Фернана Леже. 


«Моя выставка будет очень скоро...» – писала Надя ещё в 1960-ых подруге в Минск. Елена Аладова очень хотела повесить такую афишу у входа в музей. Сегодня двери открыты впервые. 52 работы (живопись и графика) землячки, которая увидела Париж. И покорила.  

Светлана Прокопьева, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «Максимально представлен и пуризм, и супрематизм, и “новый реализм”, который разрабатывал Фернан Леже, и который, как отражение, естественно, вошёл в творчество Надежды Петровны».

Под масштабный персональный показ демонтировали экспозицию западного искусства. Оставили витрины с керамикой товарища Нади – Пабло Пикассо. Это она подарила музею на Родине. И гобелен супруга Фернана Леже – сегодня премьера.    

Николя Тенье, внук Нади Ходосевич-Леже (Франция): «Действительно, моя бабушка была очень щедрой. При этом оставила немного и себе, а теперь – и нам. Я недавно прилетел из Парижа, но уже почувствовал, что белоруски такие же, как Надя – волевые, энергичные и позитивные».

До вернисажа прямой потомок парижской музы из Зембина заглянул «домой». В местечке возле Борисова – бабушкина именная галерея с не вывозными мозаиками. Это вариант одной из них –гуашью – портрет Марка Шагала, дорогого сердцу Нади человека. 

У всех был первый учитель. Ходосевич считала кумиром Казимира Малевича с его «Чёрным квадратом». Однако утвердитель нового искусства разочаровал Надю, сказав, что оно – искусство – «кончилось». Здесь каждый может создать свою супрематическую композицию.

В истории музея этот проект – один из самых сложных. Готовили девять лет. Обязательно читайте тексты под экспонатами. «К Луне» нарисовала Надя в 1921 году, задолго до высадки американцев. «Неугомонная» – репутация нашей мадам в большом мире.   

Жан Дескуб дю Шатене, директор фермы-музея Фернана Леже в Лизоре (Франция): «Незаслуженно оставалась в тени мужа. Теперь мы её открываем. Надя Леже – это Боларусь, Фернан Леже - Нормандия. Это была неординарная встреча. Особенно её творчество  нравиться женщинам».

Иммигрантка, коммунистка, миллионерша – это всё о Наде. 60 лет назад уроженке белорусского села Осетище удалось нереальное: приподнять «железный занавес» между Западом и Советским Союзом. «Движение в двух направлениях» – шелкография 1960-ых. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс