Он родился 215 лет назад и получил двойное имя. Однако в памяти европейцев осталось только первое – Валентий.
Кто встречает в бронзе каждое «Утро», у того сегодня День в цветах: от белорусов, поляков, литовцев. Наши соседи считают Ваньковича, подобно Мицкевичу, «своим», ровно 215 лет. А учёные до сих пор маются над датой: «12-е» – это по старому либо новому?
Наталья СычёваА, научный сотрудник музея «Дом Ваньковичей»: «1800-й год – это уже Российская империя. Но я не думаю, что костёлы сразу, которые крестили, которые запись в метрические книги оставляли, резко перешли на российский стиль. Потому что мы жили по Григорианскому, а они ещё по Юлианскому».
В биографии Ваньковича, в отличие от холстов мэтра, по-прежнему много «белого». Например, первые пять лет жизни. Они даже не между строк мемуаров. К юбилею романтика – роман-эссе. Этот – сигнальный экземпляр. Всего 300 книг сейчас «на станке» – идёт печать.
Евгений Хвалей, писатель: «Чацвёртая частка нечаканая, я думаў, на трох закончу. У трох частках, па сутнасці, заканчваецца жыццё мастака. Я паказваю, што ён памірае на руках свайго лепшага сябра Адама Міцкевіча ў Парыжы. Аднак жа, я пасля гэтага ўведаў, што яго тры сыны ўдзельнічалі ў паўстанні, вядомым паўстанні пад кіраўніцтвам Кастуся Каліноўскага».
232 страницы созданы за два сезона в Калюжицах под Березино, на даче Хвалея. И малой родине Ваньковича. Атмосферу эпохи художника в городе – первой половины XIX века – сегодня передаёт «образцовое строение» кузена Эдварда.
По сути, музей рождался вокруг одной картины – этой. Оказалось: портрета Монюшко лишь приписывали Ваньковичу. Замечу, не без оснований. Сняли со стены в порядке исключения. На обороте есть метка. Сейчас, в порядке исключения, смотрим. Вот она. Но всё-таки автор – Ян Рустем, учитель художника.
Полотен «равного Гойи» (заключают эксперты) в госколлекциях Беларуси пока не выявлено. За «подлинным» Ваньковичем надо ехать в Вильнюс, Париж. С берегов Сены ныне презентуют гравюры в доме: каменном снаружи, деревянном изнутри.
Сергей Вечер, заведующий музеем «Дом Ваньковичей»: «Мы не можам гарантаваць, што зараз вернем усе работы, арыгінальныя партрэты, сюды. Але яны могуць сюды раз-пораз прыязжаць у выставачным варыянце. Паспрабуем дамовіцца з Беластокам, з Варшавай».
Солисты минской филармонии наполнили праздник музыкой из-под пера Монюшко: друга, соседа. Она звучала тут «при» Валентии. А с этого бюста в 85-м году начиналось возвращение классика. Скоро скульптуру установят в райцентре Березино у школы искусств, получившей имя земляка. Он прожил 42 года, день в день. 12 мая также число, когда не стало Ваньковича.
Подписывайтесь на нас в Telegram