Очередное заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины проходит сегодня в Минске. Участникам переговоров предстоит прийти к общему пониманию формулы обмена удерживаемых лиц. Дело в том, что во время встречи в «нормандском формате» в Париже говорили о двух вариантах: «всех на всех» или о «всех установленных на всех установленных». Это будет последняя встреча в этом году, на повестку которой также будут вынесены новые участки разведения сил и возможное прекращение огня в канун праздников.
Ещё недавно казалось: время, когда десятки журналистов томились в многочасовом ожидании под дверью, за которой заседает трёхсторонняя контактная группа, прошло. Но это только казалось. Сегодня на последнее в этом году (хотя в этом случае, наверное, всё же лучше сказать крайнее) заседание вновь направлены десятки объективов. Ведь на кону судьба пленных. Обмен ими – главный вопрос нынешней встречи.
И главное достижение недавнего парижского саммита. По крайне мере, так считают эксперты. О количестве пленённых можно только гадать. Официальные лица ни с одной из сторон никогда не называли цифр. Скорее всего, чтобы иметь возможность использовать обмен как инструмент давления. Может, оттого журналистов так взволновала разница в формулировке лидеров Украины и России.
В ситуации, когда любые разночтения могут быть политическим рычагом, нет ничего важнее единого понимания. Как ни крути, «нормандский формат» – это, в том числе, зарабатывание политических очков. Не зря ведь после встречи с Владимиром Путиным (а в Париже состоялось и очное знакомство, и разговор тет-а-тет) Владимира Зеленского спросят – кто кого?
И всё же, в итоговом коммюнике то, чего так ждали все, кому небезразлична судьба жителей Донбасса. Полноценное перемирие до конца года; обмен пленными и выполнение «формулы Штайнмайера». Отдельным пунктом – Минские соглашения безальтернативны, их нужно неукоснительно выполнять. Пожалуй, даже ради этого стоило созывать «нормандскую четвёрку».
В «формуле Штайнмайера», утверждённой в Минске в октябре, руководство к действию: выборы на Донбассе, закрепление особого статуса региона, реинтеграция территорий в украинское государство. Бери и делай, была бы политическая воля. И Киев делает шаг навстречу: сегодня президент Украины подписал указ о продлении особого статуса Донбасса до конца следующего года. И если Париж – это о большой политике, то Минск – как раз техническая сторона вопроса: что, как и когда. В этом смысле сегодня здесь снимают напряжение с самого острого сейчас вопроса: всех пленных, имеющихся в Украине, обменяют на всех пленных, находящихся в России.
К слову, это заседание – последнее (не крайнее) для Мартина Сайдика. В качестве спецпредставителя ОБСЕ он вошёл в состав группы в 2015 году, в непростое время. Его предшественница покинула пост из-за затянувшихся переговоров и отсутствия результата. Пожалуй, в более чем пятилетней истории трёхсторонней контактной группы впоследствии выделят «время Сайдика». А тем временем официальный Минск заявил о готовности конструктивно взаимодействовать с его преемницей – швейцарским дипломатом Хайди Грау. Минск ведь за любые шаги в сторону мира. Об этом не раз говорил белорусский Президент, и этого так хотят все белорусы.
Подписывайтесь на нас в Telegram