В Минске появится центр, в котором можно будет сделать анализ на генетическую предрасположенность к раку

​Во всём мире вспоминают болезнь, которая вот уже несколько десятилетий в лидерах по числу унесённых жизней. 4 февраля ‑ Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями. Всего их более сотни разновидностей, способных поразить любую ткань или орган. В Беларуси с онкологией борются примерно полмиллиона человек, и у многих из них получается выходить из этой битвы победителями.

Во всём мире вспоминают болезнь, которая вот уже несколько десятилетий в лидерах по числу унесённых жизней. 4 февраля  Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями. Всего их более сотни разновидностей, способных поразить любую ткань или орган. В Беларуси с онкологией борются примерно полмиллиона человек, и у многих из них получается выходить из этой битвы победителями.

«Четыре года назад я должен был умереть, потому что мой генетический код стал дефектным».

Свою болезнь Александр вот так запросто объясняет эволюцией и естественным отбором. На деле же диагноз «лимфома Ходжкина» – разновидность рака. Всё началось с сильной боли в спине, целых четыре месяца потребовалось, чтобы узнать, откуда она возникла.

Александр Полещук: «Спина болела настолько, что без обезболивающих я не мог терпеть боль совершенно. Родители пытались отправить к мануальному терапевту, к бабкам, а это привело к побочному эффекту – разрушению костей… Было облегчением узнать диагноз, потому что тогда стало ясно, что меня ждёт».

А ждала операция и месяцы изнурительной терапии. Затем ему пересадили собственный костный мозг, и этот кошмар, кажется, остался в прошлом. Сегодня Александру почти 30, он работает экономистом в крупном банке и без сомнений говорит, что ему посчастливилось лечиться в Беларуси.

Результат работы белорусских онкологов – это сотни тысяч спасённых жизней. В один только день специалисты Республиканского центра онкологии проводят до 70 операций, каждый раз доказывая, что рак – это не всегда приговор. Но очень важно обнаружить опухоль вовремя. Ведь если болезнь удастся выявить на первой стадии, шансы выжить 9 из 10. В среднем половина пациентов выживают, даже если заболевание обнаружат на третьей стадии. Гораздо хуже лечению поддаётся последняя, четвёртая.

Именно из-за того, что часто диагноз ставят слишком поздно, практически каждый четвёртый онкопациент в Беларуси умирает в течение первого года с момента обнаружения болезни. Поэтому главной задачей становится ранняя диагностика. К тому же вот такие (см. видео – прим. ред.) аппараты способны обнаружить раковые клетки ещё до того, как болезнь появится в организме.

Такие генетические анализаторы установят в Республиканской молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза. Когда-то только мечта белорусских онкологов, уже сегодня имеет вполне конкретное воплощение.

Заведующая лабораторией лично контролирует работу, что называется, на всех фронтах. Чтобы всего через пару месяцев открыть уникальный центр, аналогов которому нет ни в СНГ, ни в Европе. Любой рак, а точнее генетическую предрасположенность, так называемую поломку генов здесь можно будет выявить простым анализом.

Раиса Смолякова, заведующая Республиканской молекулярно-генетической лабораторией канцерогенеза: «Мы говорим не о том, что обязательно злокачественный процесс разовьётся, но есть повышенный риск развития этого заболевания, поэтому желательно пройти генетическое тестирование, чтобы быть уверенным в том, что заболевание данное не разовьётся. Или же, если есть такой риск, наблюдаться у онколога не реже двух раз в год. На самых ранних стадиях это минимальное хирургическое лечение, и человек будет абсолютно здоров».

Примерно полмиллиона белорусов сегодня борются с онкологией, но несмотря на то, что показатели заболеваемости постоянно растут – это мировая тенденция, смертность от рака заметно снижается. Современные методы лечения и диагностики внедряют достаточно оперативно, а значит, у каждого нового пациента уже больше шансов вернуться к здоровой жизни.

Александр Полещук: «Я бы не стал подбадривать человека… К сожалению, эта болезнь смертельная часто, но многие люди выживают. Единственный шанс на выживание – строго выполнять все рекомендации врачей».

И те самые врачи не устают повторять, что успех лечения во многом зависит от самого пациента и от его простого желания жить. 

Подписывайтесь на нас в Telegram