В Республиканском центре детской хирургии в эти дни в буквальном смысле слова заставляют биться детские сердца. Не первый раз помочь отечественным медикам с самыми редкими диагнозами приезжает ведущий кардиохирург из Америки.
Как позже объяснили врачи, если бы девочка вдруг и почувствовала себя плохо, возможно, было бы уже слишком поздно. Диагноз четырёхлетней Наташи – сердечная недостаточность 4-й степени – звучал как приговор. Но уже сегодня эта страшная история в прошлом.
Жанна Симанович: «Во вторник оперировали, а уже вечером в реанимацию мне разрешили. Я зашла, и уже она со мной говорила. Говорит, пить хочу. Мама, я кушать хочу».
Болезнь, о которой мама девочки и не подозревала, развилась из-за патологии сердечного клапана. Его можно было заменить на искусственный, но такие операции пришлось бы повторять, пока девочка будет расти. В итоге маленькой Наташе, одной из первых в Беларуси, сделали пластику её собственного сердечного клапана.
Александр Башкевич, заведующий отделением детской кардиохирургии РНПЦ детской хирургии: «Во всём мире сейчас большое внимание уделяется именно так называемым клапаносберегающим операциям, то есть различным методикам пластики с рождения плохого клапана, чтобы, если и придёт необходимость когда-то менять его, это произошло как можно позже».
Новую методику в белорусские операционные уже не впервые привозит ведущий кардиохирург Америки. Но в отличие от своего первого визита почти 20 лет назад, сегодня Ульям Новик не оперирует лично, а лишь направляет белорусских медиков. А специально к его приезду они собирают случаи, которых на всю страну – единицы.
Уильям Новик, руководитель международного благотворительного фонда «Кардиоальянс Уильяма Новика» (США): «Вчера мы прооперировали пациента с крайне редким синдромом – это синдром Ларсена. Есть синдромы, которые встречаются раз на пять тысяч пациентов, их можно увидеть раз в два-три года. Но подобный синдром, который встречается раз в 15 тысяч, можно увидеть только однажды за всю жизнь. Аорта – то есть основной сосуд, идущий от сердца пациента, был настолько увеличен, что в любой момент мог лопнуть».
Этим редким пациентом стала 10-летняя Маша. Чтобы повысить качество жизни девочки, нужна операция и на позвоночнике, но без лечения сердца это невозможно. За неделю, пока в Минске проводят такие уникальные операции, врачи смогли помочь и Артёму. У семилетнего мальчика помимо порока сердца, диагностировали и лёгочную гипертензию.
Ещё сложнее, уверяют врачи, заставить биться сердце, которое порой не весит и 20 граммов. Но в центре детской хирургии ежедневно спасают жизни и только что рождённых малышей.
Александр Шалькевич, заведующий отделением анестезиологии и реанимации РНПЦ детской хирургии: «Поступают они чаще всего из роддома. Дети с пороками, которые не совместимы с жизнью без оперативного вмешательства, поэтому оперируются они в первые-вторые сутки, до недели после рождения».
В 2014 году здесь провели более тысячи операций, за каждой из них – чья-то жизнь. За год же через Республиканский центр детской хирургии проходит до девяти тысяч маленьких пациентов с проблемами сердца.
Сегодня белорусские хирурги способны помочь детям практически с любыми сердечными патологиями. А желание родителей провести операцию за рубежом врачи чаще объясняют банальным недоверием. При этом даже по статистике уровень детской кардиохирургии в Беларуси сравним с ведущими европейскими и американскими клиниками. При самой опасной – шестой степени риска, когда речь идёт о практически безнадёжных случаях, в Беларуси выживают до 80% прооперированных пациентов.
Подписывайтесь на нас в Telegram