В Беларуси нет ни одного района, где бы не оставила свой след Великая Отечественная война. Люди сражались на фронте, трудились в тылу, оказывали врагу сопротивление из подполья. На территории Кличевского района развернулось самое масштабное в стране партизанское движение. Память об участниках увековечена в мемориальном комплексе в деревне Усакино.
Почти 80 лет прошло с начала войны, но и по сей день Кличевский край называют партизанским. 1 июля 1941-го небольшая группа в несколько человек начала свою борьбу против фашизма. А уже через три года местные леса и болота стали полем боя для 18 тысяч партизан. Самая большая в Беларуси зона подпольного сопротивления простиралась на три тысячи квадратных километров, а партизанской столицей стала деревня Усакино.
Наталья Хроменкова, директор Кличевского краеведческого музея: «Именно на территории нашей партизанской зоны приземлился первый самолет на оккупированной территории Беларуси – самолет с большой земли. Здесь, в усакинских лесах, в годы войны базировались все руководящие органы Могилевской области. Здесь издавались все партизанские газеты».
Кличевские партизаны разгромили почти все немецко-полицейские гарнизоны в районе, устраивали диверсии на железных и шоссейных дорогах. Враг был в ярости: в отместку фашисты сожгли 69 деревень. Две из них – Вязень и Селец – так и не восстановились. Гитлеровцы провели против партизан пять карательных операций. В самой суровой блокаде «Адлер» четыре тысячи подпольщиков противостояли 12-тысячной вражеской армии. Но партизаны сумели прорвать кольцо.
О военной истории этой земли сегодня рассказывает восстановленный лагерь. В шести землянках партизанская жизнь – штаб, медсанчасть, кухня, типография.
Самое главное в строительстве землянки – маскировка. Крыши застилали мхом и дерном. Основная часть строения находилась под землей. Но не глубже метра, иначе в землянке будет стоять вода. Грелись буржуйками и только по ночам, чтобы дым не выдал место расположения лагеря.
Кличевские леса стали для подпольщиков и домом, и местом, где герои нашли последний приют. На партизанском кладбище 18 братских могил, в которых захоронены 400 бойцов. Гранитные плиты постоянно пополняются именами тех, кто заплатил своей жизнью за свободу народа. Дедушка Людмилы Толочко тоже партизанил. Степан Беляк был связным: собирал сведения о немцах и передавал в отряд.
Людмила Толочко: «И вот однажды, возвращаясь с очередного задания, он по наводке полицаев был схвачен в плен немцами. Немцам нужно было узнать, где находится партизанский отряд. Они дедушку долго пытали, но дедушка не сказал ни слова. Тогда они завели его в конец деревни и расстреляли».
Непроходимые леса и болота Кличевского края хранят много военных тайн. В прошлом июле поисковики подняли фрагменты советского бомбардировщика, сбитого немецкими истребителями в 1943-м. Это второй самолет, обнаруженный в местных болотах. Во дворе районного краеведческого музея покорёженный двигатель такого же ИЛ-4, а в зале истории кличевской партизанской зоны – его макет, который сделали ученики местной школы. Борт летел на задание, но…
Ирина Мороз, научный сотрудник Кличевского краеведческого музея: «Задание у самолета было пересечь линию фронта и бомбардировать немецкий аэродром под Минском. Но, к сожалению, когда он летел через Кличевщину, сбили его. И недалеко от деревни Межное в октябре 1943 года экипаж этого бомбардировщика упал в наши болота».
Военные археологи сперва приходят с разведкой, а потом обязательно возвращаются за новыми находками. В поисках часто помогают местные жители, которые с малых лет ходили все теми же партизанскими тропами, правда, уже в мирное время.
Этим летом поисковики намерены поднять еще несколько военных бомбардировщиков. Место раскопок – леса на границе Кличевского и Бобруйского районов. А вместе с останками самолетов есть шанс найти сведения о членах экипажей, которые считались пропавшими без вести.
Подписывайтесь на нас в Telegram